Перейти на главную страницу
Поиск по сайту

Иллюстрация к стиху пушкина зимнее утро

План-конспект урока литературы 6 класс по теме: Литература. Пушкина "Зимнее утро" Развернутый конспект урока по литературе на тему "Анализ стихотворения Пушкина "Зимнее утро" для 6 класса по программе Коровиной и презентация к нему. Скачать: Урок литературы в 6 классе По программе Коровиной Тема: «Анализ стихотворения «Зимнее утро» Пушкина» Цели урока: Образовательная — продолжить знакомство с лирикой Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики поэта, совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста, навыки анализа поэтического текста; Развивающая — развить у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала, развивать навыки восприятия поэтического слова, поэтических образов; Воспитательная — привить любовь к литературе и поэтическому слову, формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей. Оборудование: зимние пейзажи русских художников, портрет поэта, аудиозапись «Времена года. Этапы урока Время Ход урока Примечание Организационный момент 3 мин Проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока. Вступительное слово учителя 7 мин Закройте глаза, представьте себе, что сегодня воскресенье, не надо идти в школу, вы можете спать, сколько захочется. И вот вы наслаждаетесь тем, что не надо никуда торопиться. Но около 10 часов начинаете ощущать, что вас что-то разбудило. Вы открываете глаза и тут же закрываете их снова: ослепительный солнечный луч пробился между шторами и светит вам прямо в лицо. Вы встаете, подходите к окну, пошире раздвигаете занавески и… Что же вы видите? Там, за окном, во дворе, где еще вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь, сегодня все сияет ослепительной белизной — за иллюстрация к стиху пушкина зимнее утро навалило снегу, и он… Но тут я остановлюсь. Как часто мы иллюстрация к стиху пушкина зимнее утро все, что нас окружает, но не умеем вслушиваться, всматриваться, а значит, и замечать того, что доступно лишь некоторым: писателям, художникам, поэтам. А может, они и не особенные, может, этому можно в какой-то степени научиться? Вот вам творческая задача: представьте себе картину, которую бы вы увидели в воскресное утро из окна своего дома, постарайтесь нарисовать ее как можно точнее. Словами, конечно, но так, чтобы и мы могли ее вообразить. Но только не говорите избитых фраз, типа «белый снег», «голубое небо», «яркое иллюстрация к стиху пушкина зимнее утро. А помогут вам в этом картины русских живописцев, которыми сегодня оформлен наш стенд, и музыка Зима» Творческая работа и ее обсуждение 5 мин Вот видите, как это непросто! Так и просятся «белый снег», «яркое солнце». А если предложить вам задачу потрудней: не просто описать словами картину, а так, чтобы получились стихи, да еще такие, чтобы нам сразу стало радостно. Вот такую сложную задачу решал Пушкин, когда писал стихотворение «Зимнее утро». Нега — наслаждение устар. Взор — взгляд, но в тексте — глаза устар. Вечор — вчера диал. Нынче — сейчас устар. Озарена — освещена устар. Велеть — приказать устар. Запречь — запрячь, запрягать устар. Предадимся — отдадимся устар. Проблемный вопрос: - Что описывает поэт? Утро, лес, небо, снег… Запомним ответ, а в конце урока попробуем ответить на этот вопрос еще раз. Посмотрим, изменится ли наше мнение. Пушкин хочет подчеркнуть великолепие зимнего утра иллюстрация к стиху пушкина зимнее утро сравнении со вчерашней бурей. И ель… И речка… Комментарий учителя : такой прием, заключающийся в повторении одних и тех же слов в начале нескольких стихотворных строк, называется анафорой. Можно ли услышать, что происходит в доме? Послушаем: …Веселым треском Трещит затопленная печь. Комментарий учителя: Такой прием звукописи созвучие согласных называется аллитерацией. Пушкин использовал в одном стихотворении высокие, книжные слова, разговорные, устаревшие, диалектные. Таким образом, читатель может наблюдать соединение слов разных стилей в одном стихотворении. Какое настроение создается в первой строфе? С помощью каких средств? Лексика первой строфы: «мороз», «солнце», «чудесный», «друг прелестный» - создает настроение радости, бодрости, восхищения природой. Как и почему меняется настроение во второй строфе? Лексика второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение: «злилась», «мутном», «печальная», «тучи». Противопоставление подчеркивает выразительность стиха, усиливает впечатление от красоты природы в дальнейшем описании. Комментарий учителя : Такой литературный прием в литературоведении называется антитезой. Иллюстрация к стиху пушкина зимнее утро, исчезла бы острота восприятия, чувство удивления, неожиданности. Обратим внимание на то, что паузами поэт подчеркивает переход от грустных воспоминаний к радости: И ты печальная сидела пауза — А нынче… пауза посмотри в окно… Комментарий учителя: Мы уже знаем, что сравнение обычно выражается оборотами со словами «как», «как будто», «словно». Найдем в тексте такое сравнение Луна, как бледное пятно. Но сравнения могут быть выражены и существительными в творительном иллюстрация к стиху пушкина зимнее утро «великолепными коврами… снег лежит». Есть ли в тексте еще подобные конструкции? Да, «звездою севера явись». Чистыми, прозрачными оттенками: голубой, серой, серебристой. Однокоренные слова «блестя», «блеском» передают ощущение праздничности, нарядности природы. Эпитет «милый» встречается дважды: «друг милый» и «берег, милый для меня». Это создает настроение радостного и немного печального умиления. Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы, жизни. Итоги урока 3 мин Вспомним наш проблемный вопрос : Что же изображает поэт в стихотворении? Картину природы, пейзаж, а через него свои чувства и переживания Комментарий учителя : Стихотворения, которые изображают картины природы, относятся к жанру пейзажной лирики записывается в тетради. Природа является не только одной из ведущих тем в поэзии, но и ее идеалом — примером истинной красоты, гармонии, целесообразности. В стихотворении «Зимнее утро» Пушкин показал, что природа находится в тесной взаимосвязи с человеком. Зима не усыпляет его, а зовет к действию, бодрит. Природа пробуждает к жизни, к творчеству, к радости воспоминаний. Ответ на проблемный вопрос записывается в тетради Домашнее задание 2 мин Выучить наизусть стихотворение Пушкина «Зимнее утро», нарисовать иллюстрации к стихотворению. Для желающих: попробовать свои силы в пейзажной лирике - сочинить свое стихотворение. Организационный момент : проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока, оформление записей в тетрадях. Вступительное слово учителя : Закройте глаза, представьте себе, что сегодня воскресенье, не надо идти в школу иллюстрация к стиху пушкина зимнее утро можете спать, сколько захочется. И иллюстрация к стиху пушкина зимнее утро вы наслаждаетесь тем, что не надо никуда торопиться. Но около 10 часов начинаете ощущать, что вас что-то разбудило. Вы открываете глаза и тут же закрываете их снова: ослепительный солнечный луч пробился между шторами и светит вам прямо в лицо. Вы встаете, подходите к окну, пошире раздвигаете занавески и… Что же вы видите? Там, за окном, во дворе, где еще вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь, сегодня все сияет ослепительной белизной — за ночь навалило снегу, и он… Но тут я остановлюсь. Как часто мы видим все, что нас окружает, но не умеем вслушиваться, всматриваться, а значит, и замечать того, иллюстрация к стиху пушкина зимнее утро доступно лишь некоторым: писателям, художникам, поэтам. А может, они и не иллюстрация к стиху пушкина зимнее утро, может, этому можно в какой-то степени научиться? Вот вам творческая задача: представьте себе картину, которую бы вы увидели в воскресное утро из окна своего дома, постарайтесь нарисовать ее как можно точнее. Словами, конечно, но так, чтобы и мы могли ее вообразить. Но только не говорите избитых фраз, типа «белый снег», «голубое небо», «яркое солнце». А помогут вам в этом картины русских живописцев, которыми сегодня оформлен наш стенд, и музыка Творческая работа и ее обсуждение чтение 2-3 работ : Вот видите, как это непросто! Так и просятся «белый снег», «яркое солнце». А если предложить вам задачу потрудней: не просто описать словами картину, а так, чтобы получились стихи, да еще такие, чтобы нам сразу стало радостно. Вот такую сложную задачу решал Пушкин, когда писал стихотворение «Зимнее утро». Выразительное чтение стихотворения учителем. Беседа по прочитанному : - Какие слова вам не понятны? Взор — взгляд, но иллюстрация к стиху пушкина зимнее утро тексте — глаза устар. Вечор — вчера диал. Нынче — сейчас устар. Озарена — освещена устар. Велеть — приказать устар. Запречь — запрячь, запрягать устар. Предадимся — отдадимся устар. Утро, лес, небо, снег… - С какой целью он использует контрастное описание природы? Пушкин хочет подчеркнуть великолепие зимнего утра в сравнении со вчерашней бурей. И ель… И речка… Комментарий учителя: такой прием, заключающийся в повторении одних и тех же слов в начале нескольких стихотворных строк, называется анафорой определение записывается в тетради: Анафора греч. Можно ли услышать, что происходит в доме? Послушаем: …Веселым треском Трещит затопленная печь. Комментарий учителя: Такой прием звукописи созвучие согласных называется аллитерацией определение записывается в тетради: Аллитерация лат. Пушкин использовал в одном стихотворении высокие, книжные слова, разговорные, устаревшие, диалектные. Таким образом, читатель может наблюдать соединение слов разных стилей в одном стихотворении. Какое настроение создается в первой строфе? С помощью каких средств? Лексика первой строфы: «мороз», «солнце», «чудесный», «друг прелестный» - создает настроение радости, бодрости, восхищения природой. Как и почему меняется настроение во второй строфе? Лексика второй строфы задает тревожный иллюстрация к стиху пушкина зимнее утро, создает мрачное настроение: «злилась», «мутном», «печальная», «тучи». Противопоставление подчеркивает выразительность стиха, усиливает впечатление от красоты природы в дальнейшем описании. Комментарий учителя: Такой литературный прием в литературоведении называется антитезой определение записывается в тетради: антитеза — противопоставление слов, образов, эпизодов для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи. Да, исчезла бы острота восприятия, чувство удивления, неожиданности. Обратим внимание на то, что паузами поэт подчеркивает переход от грустных воспоминаний к радости: И ты печальная сидела пауза — А нынче… пауза посмотри в окно… Комментарий учителя: Мы уже знаем, что сравнение обычно выражается оборотами со словами «как», «как будто», «словно». Найдем в тексте такое сравнение Луна, как бледное пятно. Но сравнения могут быть выражены и существительными в творительном падеже: «великолепными коврами… снег лежит». Есть ли в тексте еще подобные конструкции? Да, «звездою севера явись». Чистыми, прозрачными оттенками: голубой, серой, серебристой. Однокоренные слова «блестя», «блеском» передают ощущение праздничности, нарядности природы. Эпитет «милый» встречается дважды: «друг милый» и «берег, милый для меня». Это создает настроение радостного и немного печального умиления. Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы, жизни. Выразительное чтение целого стихотворения учеником или несколькими учениками — каждый по строфе. Итоги урока : что же изображает поэт в стихотворении? Картину природы, пейзаж, а через него свои чувства и переживания записывается в тетради. Комментарий учителя: Стихотворения, которые изображают картины природы, относятся к жанру пейзажной лирики записывается в тетради. Природа является не только одной из ведущих тем в поэзии, но иллюстрация к стиху пушкина зимнее утро идеалом — примером истинной красоты, гармонии, целесообразности. В стихотворении «Зимнее утро» Пушкин показал, что природа находится в тесной взаимосвязи с человеком. Зима не усыпляет его, а зовет к действию, бодрит. Природа пробуждает к жизни, к творчеству, к радости воспоминаний. Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение Пушкина «Зимнее утро», нарисовать иллюстрации к стихотворению. Для желающих — попробовать свои силы в пейзажной лирике, сочинить свое стихотворение. Предварительный просмотр: Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт учетную запись Google и войдите в него: Подписи к слайдам: Урок по литературе для 6 класса Тема урока: «Анализ стихотворения «Зимнее утро» Пушкина» Цели урока:Продолжить знакомство с лирикой Пушкина,Выявить своеобразие пейзажной лирики поэта;Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста Представьте, что сейчас зима. Попробуйте в нескольких предложениях описать это время года, а поможет вам в этом следующий слайд. Пушкин «Зимнее утро» Работа со словом: Подберите синонимы. НегаВзор ВечорНынче ОзаренаВелетьЗапречьПредадимся НаслаждениеВзглядВчераСейчасОсвещенаПриказатьЗапрячьОтдадимся Беседа по вопросам: Что описывает иллюстрация к стиху пушкина зимнее утро Еще ты дремлешь, друг прелестный -Пора, красавица, проснись:Открой сомкнуты негой взорыНавстречу иллюстрация к стиху пушкина зимнее утро Авроры,Звездою иллюстрация к стиху пушкина зимнее утро явись! Саврасов «Зима» Какое настроение создается в первой строфе? С помощью каких средств? Лексика первой строфы: «мороз», «солнце», «день чудесный» - создает настроение радости, бодрости, восхищения иллюстрация к стиху пушкина зимнее утро. Жуковский «Зима» Выразительно прочитайте вторую строфу стихотворения. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,На мутном небе мгла носилась;Луна, как бледное пятно,Сквозь тучи мрачные желтела,И ты печальная сидела -А нынче. Лексика второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение: «злилась», «мутном небе», «печальная», «тучи». Впоследствии усиливается эффект от красоты природы. Антитеза - противопоставление слов, образов, эпизодов для передачи мысли и чувств, усиления выразительности речи. Выразительно прочитайте третью строфу стихотворения. Под голубыми небесамиВеликолепными коврами,Блестя на солнце, снег лежит;Прозрачный лес один чернеет,И ель сквозь иней зеленеет,И речка подо льдом блестит. Жуковский «Иней» Какими красками нарисована природа в третьей строфе? Чистыми, прозрачными оттенками: голубой, серой, серебристой. Поленов «Ранний снег» Выразительно прочитайте четвертую строфу стихотворения Вся комната янтарным блескомОзарена. Веселым трескомТрещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь, не велеть ли в санкиКобылку бурую запречь? Можно ли услышать, что происходит в доме? Выразительно прочитайте последнюю строфу стихотворения Скользя по утреннему снегу,Друг милый, предадимся бегуНетерпеливого коняИ навестим поля пустые,Леса, недавно столь густые,И берег, милый для меня. Каменев «Зимняя дорога» Куда стремиться лирический герой из уюта комнаты? Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы и жизни. Шишкин «Зима» Что изображает поэт в стихотворении? Пушкин изображает картину природы, а через нее свои чувства и эмоции, переживания и настроение. В своем стихотворении поэт показал, что природа находится в тесной взаимосвязи с человеком, зима не усыпляет его, а зовет к действию, бодрит, пробуждает радость и творчество. Домашнее задание Выучить стихотворение «Зимнее утро» наизусть;Нарисовать иллюстрации к стихотворению;Для желающих: попробовать свои силы в пейзажной лирике. По теме: методические разработки, презентации и конспекты На внеклассном мероприятии знакомимся со стихотворением Выясняем с детьми ,что одно и тоже лицо можно назвать разными словами. Воспитывем чувство патриотизма и гражданского д. В данной презентации материал по творчеству Лермонтова, а в частности по стихотворению "Парус". Развить навыки исследовательской работы, сравнительного анализа текста, работы с дополнительной литературой; развить знания учащихся о жанре стихотворения в прозе; углубить знание о мастерстве В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС. В презентации подобраны картинки, иллюстрирующие строфы стихотворения, предложены задания к анализу. В центре урока стихотворение Дети обучаются умению читать текст вдумчиво, оценивая каждое ключевое понятие. Цель данного урока показать двойственность чувств поэта: страдание за народ и гордость иллюстрация к стиху пушкина зимнее утро его свершения; риторическую направленность стихотворения; дать понятие о трехсложных размерах стиха. Учитель Хоменко Клара Петровна предлагает урок литературы в 5 классе по анализу стихотворения Бальмонта "Снежинка", на котором сложный анализ произведения превращается в игру, вернее, в. Технологиская карта урока Анализ стихотворения Блока «Летний вечер»Задачи урока1. Выявить первоначальные впечатления через выразительное чтение стихотворений. Обучить приёмам анализа иллюстрация к стиху пушкина зимнее утро.


Другие статьи на тему:



 
Copyright © 2006-2016
tsl-lift.ru