Перейти на главную страницу
Поиск по сайту

Краткое содержание калашникова

В «Песне про купца Калашникова» Лермонтова рассказывается краткое содержание калашникова том, как царский опричник Кирибеевич попытался увести жену у купца Калашникова. Царь велел казнить купца, ведь тот убил лучшего царского бойца, но при этом царь обеспечил его жене и братьям безбедную жизнь. Опричник Карибеевич нарушил Божий закон — «не возжелай краткое содержание калашникова ближнего своего»; он поступил не по-христиански, за что и поплатился. Краткое содержание Лишь один из краткое содержание калашникова на пиру не веселится и не пьет — Кирибеевич. Царь спрашивает Кирибеевича, отчего он грустен. Кирибеевич отвечает, что причина тому — Алена Дмитриевна «Как увижу ее, я и сам не свой: опускаются руки сильные, краткое содержание калашникова очи бойкие». Царь дарит Кирибеевичу перстень, советует найти сваху и заслать сватов к Алене Дмитриевне. Кирибеевич отвечает, что «. Калашников сидит у себя в лавке, продает товары. Вечер, Калашников спрашивает старую работницу Еремеевну: «Куда девалась, затаилася в такой поздний час Краткое содержание калашникова Дмитриевна? » Ереме-евна отвечает, что Алена Дмитриевна пошла в церковь, но до сих пор не вернулась. Скоро приходит Алена Дмитриевна — бледная, одежда порвана. На вопрос мужа Краткое содержание калашникова Дмитриевна отвечает, что по дороге ее нагнал Кирибеевич, сулил богатства, только «полюби меня, обними меня хоть единый раз на прощание». «И ласкал он меня, цаловал он меня; на щеках моих и теперь горят, живым пламенем разливаются поцелуи его окаянные!. краткое содержание калашникова Калашников зовет двух младших братьев, рассказывает им о случившемся, напоминает о том, что завтра на Москве-реке при царе будет кулачный бой. «И я выйду тогда на опричника, буду на смерть биться до последних сил. А побьет он меня — выходите вы. » Кулачный бой на Москве-реке. Кирибеевич вызывает на бой краткое содержание калашникова. Выходит Калашников, сообщает Кирибеевичу, кто он такой и что биться будет до конца. Кирибеевич бьет Калашникова в грудь, где крест «со святыми мощами из Киева». Калашников бьет Кирибеевича в висок, тот падает замертво. Царь гневается, спрашивает: «Вольной волею или нехотя ты убил на смерть мово верного слугу?. » Калашников: «Я убил его вольной волею, а за что про что, не скажу тебе, скажу только богу единому». Царю нравится, что Калашников «ответ держал по совести», краткое содержание калашникова обещает, что «молодую жену и сирот твоих из казны моей, я пожалую», братьям будет торговля «безданно», «беспошлинно». Калашников прощается с родными, его казнят. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». В 1835 году Лермонтов оканчивает Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и направляется корнетом краткое содержание калашникова лейб-гвардии гусарский полк, расквартированный под Петербургом в Царском Селе. В этот период и написана поэма Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Именно тогда формируются взгляды поэта на историческую судьбу России. Лермонтова интересует прошлое России как этап в развитии жизни страны. Первой опубликованной поэмой Лермонтова стала «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» 1837, напечатана в 1838-м. По меткому замечанию Белинского, Лермонтов предпочитал прошлое настоящему, поэтизировал его. Из грубой действительности прошедшего, согласно Белинскому, Лермонтов вынес «вымышленную быль, которая краткое содержание калашникова всякой действительности, несомненнее всякой истории». » была написана во время пребывания Лермонтова на Кавказе — «от скуки, чтобы развлечься во время болезни, не позволявшей ему выходить из комнаты» свидетельство Так, не выходя из краткое содержание калашникова, Лермонтов переносится во времени, становится свидетелем давно минувших событий, усваивает склад старинной речи, подслушивает биение пульса иной эпохи. » отразились размышления Лермонтова о нравственных и политических проблемах своей эпохи, о судьбе и правах человеческой личности, в частности о судьбе и трагической дуэли Пушкина. Современники высоко оценили поэму. Поэма — большая форма лироэпической поэзии; крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом, основанное на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, событий их раскрытии через восприятие и оценку лирического героя, повествователя. Поэт называет свою поэму песней, гак как он воспевает людей времен Ивана Грозного, с одной стороны, и показывает связь своего произведения с фольклором, — с другой. Уже во вступлении проявляется связь «Песни. » с фольклором; есть характерные выражения для песни — «Ох ты гой еси. » 3 Историческая основа поэмы. Поэма «Песня про царя Краткое содержание калашникова Васильевича, молодого опричника и удалого купца Краткое содержание калашникова Лермонтова имеет историческую основу. Лермонтов начинает с описания пира во дворце у Ивана Г розного. Царь сидит за столом в золотом венце, в расшитой драгоценными камнями, тяжёлой, негнущейся парчовой одежде, величественный и страшный. Человек для своего времени исключительной образованности, Иван IV мечтал о могуществе России. Как позднее Петр I, он хотел «прорубить окно» в Европу. Исторические условия не дали ему возможности это выполнить. Иван Грозный — лицо историческое. От мелкой, ничтожной жизни современного ему общества Лермонтов переносит читателей в героическую пору истории — время, когда создавалось могущественное русское государство и выковывались волевые характеры людей. Три различных, но сильных и самобытных человека сталкиваются между собой. Этим столкновением определяется действие поэмы. Опричник Кирибеевич под влиянием охватившей его страсти оскорбляет достоинство простых людей. Калашников борется за справедливость и убивает Кирибеевича, а царь Иван Грозный казнит Калашникова за то, что он самовольно расправился с его любимцем. Действие происходит в древней русской столице — Москве. » заключается в том, что Лермонтов, воссоздав исторический колорит эпохи, показал социальное противоречие того времени и дал характеры в их социальной обусловленности. » описывает страшное для Руси время опричнины, кровавого правления Ивана Грозного, «бездну ужасов тиранства» XVI век — один из самых ярких и трагических периодов в истории России. За годы царствования Ивана IV страна изменилась: краткое содержание калашникова в полтора раза увеличилась её территория, были завоеваны Казань, Астрахань, Сибирь, Русь упрочила своё политическое влияние в мире. Но цена, которую народу пришлось заплатить за эти преобразования, была велика. Иван Г розный утопил в крови Новгород, сотни людей были казнены или насильно пострижены в монахи, гнев тирана падал на целые семьи. Мрачным было правление Ивана Грозного, мрачной была и его жизнь: Иван IV утопал в разврате, беспрерывно менял жён, в приступе ярости убил старшего сына, постоянно подозревал измену. В поэме Лермонтова не отражены эти факты, как и сведения о похищениях красивых жён знатных людей, которые поощрял Грозный. Исторический Грозный конфисковывал имущество казнённых, не заботился о благосостоянии их семей, как это происходит в «Песне. XVI век в изображении Лермонтова — краткое содержание калашникова героическое прошлое: в поэме нет ни одного ярко выраженного отрицательного персонажа, ужасы опричнины остаются «за кадром». Вместе с тем достоверна вседозволенность Кирибеевича, ужас, охвативший Алёну Дмитриевну при его словах о происхождении из «славной семьи из Малютиной», нарушение царём своей клятвы помиловать победителя. «во славу Божию, в удовольствие своё и веселие» - Как расположены гости за царским столом? Что свидетельствует о том, что такое краткое содержание калашникова гостей за столом у царя — давно заведенный порядок? Конфликт — столкновение интересов персонажей, борьба идей, мотивов; основа развития сюжета в художественном произведении; противоречие как принцип взаимодействия между образами литературного эпического или драматического произведения. Конфликт определяет идейную направленность и композиционно организует художественное произведение на всех уровнях, придавая каждому образу его качественную определенность в противопоставлении другим образам. В поэме конфликт между удалым, благородным, независимым Калашниковым и кро-мешником, «лукавым рабом» царя Кирибеевичем, — безусловно, прочитывается в контексте «лютого времени». Обобщенный образ Ивана IV создан Лермонтовым в духе народной традиции — исторических песен об Иване Грозном — и отчасти «Истории государства Российского» В поэме личность Ивана Грозного изображена неоднозначно: показано его величие и подозрительность, царский произвол, жестокость и краткое содержание калашникова. Это человек сильных страстей. Краткое содержание калашникова — опричник, который ставит собственные желания интересы выше нравственных и моральных норм, чести и достоинства. Кирибеевич не веселится вместе со всеми, так как «в груди его была дума крепкая». Иван Грозный хочет лично сосватать полюбившуюся Кирибеевичу девушку. Какой нравственный закон он преступает? Кирибеевич умалчивает царю о том, что Алёна Дмитриевна замужем. Как данное поведение характеризует опричника? Кирибеевич выходит на кулачный бой ради краткое содержание калашникова, потешить царя, излишне самоуверен в своих силах. Героическое начало в поэме связано с образом «смелого купца» Калашникова. В этом образе Лермонтову удалось создать характер, близкий по своим качествам к герою русского эпоса. Сознание личного и социального достоинства, жажда справедливости, мужество, самоотверженность, честность, прямота, отсутствие холопства в отношении к царю — таковы основные черты Калашникова как истинно народного героя. Кирибеевичу, поступками которого руководит эгоистическое чувство, Калашников противопоставлен как человек, действующий во имя долга и чести. Поэтому в сцене поединка, ещё не вступив в бой с Кирибеевичем, он одерживает над своим противником моральную победу: обличающие слова Калашникова заставили «удалого» Кирибеевича побледнеть и замолчать «На раскрытых устах слово замерло». » картина «безымянной могилки», вызывающей сочувственный отклик народных масс, гусляров вдохновляющей на песню, придал подвигу Калашникова, почившего «за святую правду-матушку», народное значение. Носитель чести в «Песне. » — московский купец Калашников, человек независимого, свободного сословия. Жизненные и нравственные краткое содержание калашникова Калашникова выражены в его речи перед боем. Не побоявшись угроз Кирибеевича, он с достоинством отвечает: А зовут меня Степан Калашников, А я родился краткое содержание калашникова честного отца, И жил я по закону Господнему: Не позорил я чужой жены, Не разбойничал ночью тёмною, Не таился от свету небесного. Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, своё происхождение, своё независимое занятие разбою, низости и распутству опричников. Он готов «стоять за правду до последнева». Перед боем Степан Парамонович кланяется царю, церквам, «народу русскому», выражая тем самым почтение не столько власти, сколько Богу и людям. Выходя на поединок, Калашников выполняет просьбу жены о заступничестве: «Ты не дай меня, свою верную жену, злым охульникам на поругание! » Краткое содержание калашникова Парамонович выступает здесь защитником рода, семьи — в случае своей смерти он наказывает братьям вступиться за его честное имя. Это не просто месть, наказание «бусурманскому сыну», это и не страх «злых охульников»: Калашников наделён высоким моральным сознанием, чувством собственного достоинства. В эпоху бесчестья и террора Калашников отстаивал честное имя и неприкосновенность семьи. За это он был казнён и погребён не по христианскому обряду, а как разбойник — промеж трёх дорог. Но, несмотря на позорную казнь и погребение в «безымянной могиле», Калашников оставил по себе добрую. Суд царский разошёлся с судом народным. Калашников, казнённый царём и «оклеветанный молвой», становится народным героем. Купец Калашников весь день на работе, в его семье царят домостроевские порядки: жена ждет мужа с краткое содержание калашникова, дети находятся под её присмотром. Калашников — верующий человек, живущий по общепринятым законам. Жена, не придя вовремя домой, нарушила раз и навсегда заведённый порядок. Как это его характеризует? Калашников возмущён поступком Кирибеевича краткое содержание калашникова вступается за честь своей жены я всей семьи, так как семья очень важна для купца. Как этот факт его характеризует? Купец Калашников ищет помощи в своей семье и обращается к братьям. Как такое поведение характеризует героя? Калашников выходит на кулачный бой, чтобы отстоять честь своей семьи, он кланяется сначала царю, потом «святым церквам», «а потом всему народу русскому». Поэма Лермонтова до сих пор является единственной в своём роде стилизацией фольклора в большой эпической форме, стих «Песни. » приближен к народной поэзии, в ней использованы характерные для фольклора эпитеты, зачины, «перехваты», повторы. Это была героическая, гуслярная, застольная песня, которая соседствовала в творчестве Лермонтова с ангельскими «тихими песнями», юношескими «романсами» и стилизациями «Колокол стонет», «Не знаю, обманут ли был я», «Светлый призрак дней минувших». Известный критик начала XIX века Белинский писал, что здесь «поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенёсся в её историческое прошедшее, подслушал биение его пульса, проник краткое содержание калашникова сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа, сроднился краткое содержание калашникова слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, усвоил себе склад его старинной речи, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувства. » Художественные средства создания характеров в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Михаил Юрьевич Лермонтов — это яркий и самобытный поэт, который создал галерею незабываемых характеров: смелых и порывистых, гордых и непреклонных, прочитав о которых надолго их запоминаешь. Такими героями являются персонажи произведения Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: сильный и неукротимый Кирибеевич, гордый и краткое содержание калашникова купец Калашников, верная и любящая Алена Дмитриевна. Одна из важнейших характеристик героев «Песни про купца Калашникова» — их принадлежность к некой общности, которую сами персонажи ощущают как основную составляющую своей личности. И Алена Дмитриевна, и Степан Парамонович, и его младшие братья принимают оскорбление Кирибеевича прежде всего как оскорбление своего рода, чистого имени Калашниковых. Сила купца Степана Парамоновича не в богатстве, а в его твердой уверенности, что он не одинок. Он из краткое содержание калашникова Калашниковых, это имя готовы защищать, жертвуя жизнью, и его братья. Каждый краткое содержание калашникова должен отвечать не только перед собой, но и перед предками и потомками за каждый свой шаг. Это сознание наполняет человека силой, могуществом и бесстрашием. Опричник Кирибеевич тоже ощущает свою принадлежность к определенному клану. Краткое содержание калашникова это не семья, хотя он принадлежит к знаменитому роду: А из роду ты ведь Скуратовых И семьею вскормлен Малютиной… Имя Малюты Скуратова наводило ужас краткое содержание калашникова весь народ. Кирибеевич — царский опричник, приближенный государя, один из воинов его личного войска. Опричнина пользовалась с благословения Ивана Грозного безнаказанностью. В этом и состояла сила Кирибеевича. Он ощущал за своей спиной поддержку всей опричнины и самого царя. Столкновение Кирибеевича и Калашникова выходит за рамки личного дела. Готовясь отомстить обидчику, Степан Парамонович вступает в открытый бой с государем, так как борется против его воли, против вседозволенности, дарованной им своей дружине. Купец Калашников борется за свое честное имя справедливо. Он не может отомстить обидчику иначе, как в открытом бою, в личном поединке. В этом успех его нравственной победы. Против неправедности, обмана и бесчестья он не позволит себе бороться этими же средствами. Он не осквернит имени Калашникова тайной местью. Краткое содержание калашникова живет по собственным законам: хочу — казню, хочу — милую. Обещав перед всем народом краткое содержание калашникова суд за бой, он без тени колебаний нарушает эту клятву: Кто побьет кого, того царь наградит, А кто будет побит, тому Бог простит… Царь и опричнина живут по своим законам, а Калашниковы — по законам общим, нравственным законам народа, согласно которым честь всегда дороже жизни. Исход битвы решило моральное превосходство Калашникова: И краткое содержание калашникова то, Кирибеевич Побледнел в лице, как осенний снег: Бойки очи его затуманились, Между сильных плеч пробежал мороз, На раскрытых устах слово замерло. Главным нравственным законом русского народа всегда было святое убеждение: «Не в силе Бог, но в правде». Лермонтова бесконечно привлекает нравственная красота героев. Он восхищается Аленой Дмитриевной, для которой позор имени страшней личной обиды, суд любимого мужа превыше всего: Государь ты мой, красно солнышко, Иль убей ты меня, или выслушай! Твои речи — будто острый нож; От них сердце разрывается. Не боюся смерти лютыя, Не боюся я людской молвы, Краткое содержание калашникова боюся твоей немилости. Ты не дай меня, краткое содержание калашникова верную жену, Злым охульникам в поругание… Автор любуется и самим Степаном Парамоновичем, готовым насмерть биться «за святую правду матушку», и бесстрашной верностью его братьев: Ты наш старший брат, нам второй отец; Делай сам, как знаешь, как ведаешь, А уж мы тебя, родного, не выдадим. Вот они, истинные русские характеры. Краткое содержание калашникова не видно только в толпе, народ же начинается с индивидуальности каждого человека, с чувства личной ответственности и перед своей совестью, и перед краткое содержание калашникова, и перед людьми. В «Песне про купца Калашникова» меня привлекают не только характеры, правдиво воссозданные автором, но краткое содержание калашникова весь строй произведения: язык, ритмичность, особый звуковой ряд. Cочинение «Образы Ивана Грозного, опричника Кирибеевича, купца Калашникова». Образ Калашникова выписан широко, краткое содержание калашникова красками. В нем олицетворены лучшие стороны народного характера. Калашников не поддается личному искушению даже перед лицом смерти. Вероятно, Грозный — царь жестокий, но по-своему справедливый — простил бы Калашникова, узнав о действительных причинах его мести, но Калашников не желает унижать себя объяснениями, он горд ощущением своей причастности к правде народной, которая выше царского суда: Сюжетную основу поэмы составляет поединок купца Калашникова с царским опричником Кирибеевичем. Кирибеевич — приближенный царя, и в этом смысле его своевольный поступок по отношению к Алене Дмитриевне, столкновение с Калашниковым приобретают социальную краткое содержание калашникова. Но победа народного начала над сословно-официальным была невозможна ни в годы николаевской реакции, ни тем более в эпоху Ивана Грозного. Поэма краткое содержание калашникова смертью Калашникова, которого по приказанию царя казнят за убийство опричника в кулачном бою. Тем самым раскрывается историческая перспективность народной среды, ее потенциальные возможности. Во крови на плаху покатилася. Степан Парамонович по физическим данным вряд ли мог превосходить Кирибеевича, профессионального воина, постоянного участника кулачных ристалищ. Но побеждает все-таки Калашников. Кирибеевич не мог устоять в поединке: правда была не на его стороне. Еще до боя, услыхав угрозу Калашникова, он бледнеет, тушуется. Получив удар, опричник падает, будто «сосенка, во сыром бору…». В противоположность Кирибеевичу, Калашников вступает в бой с сознанием своей правоты. Он защищает не только свою честь, но и нерушимость нравственных устоев, которые освящены народом. Поэтому он побеждает, побеждает силой своего духа. Одному по свету маяться … Не шутку шутить, не людей смешить - говорит он своему противнику и убивает его, не страшась царского гнева. Прикажи меня казнить — и на плаху несть И головушка бесталанная Я скажу тебе, православный царь: Я убил его вольной волею, «Бесталанная» значит не только несчастливая, но и бесхитростная, не пожелавшая отступить от своей правды, принять нормы эгоистической морали, которая стала утверждаться по мере краткое содержание калашникова в государстве деспотического начала, сословных преимуществ. На какой почве краткое содержание калашникова формирование истинно человеческих свойств личности? На народной — отвечал Лермонтов своей поэмой. Это было равносильно открытию, но окрашенному у Лермонтова горьким чувством. Отсюда неудовлетворенность поэта настоящим, обращение к прошлому, а через него — к будущему. Только в будущем возможна краткое содержание калашникова реализация здоровых народных начал. Тут проявился подлинный историзм Лермонтова, показавшего, что в антагонистическом обществе сохранение чести и достоинства, в народном их понимании, приходит в резкое противоречие с существующими социальными условиями: Как увижу ее, я и сам не свой; Скажу только богу единому. Действительно, не только фольклорно-песенный, но и сам краткое содержание калашникова колорит поэмы оставляет яркое впечатление. Как живые встают перед нами образы Ивана Грозного, опричника Кирибеевича, купца Степана Парамоновича Калашникова. Иван IV нарисован в соответствии с народными представлениями — могучим и грозным царем. Он не любит, чтобы краткое содержание калашникова его воле, и предает смерти купца Калашникова за то, что тот, краткое содержание калашникова в кулачном краткое содержание калашникова опричника Кирибеевича, отказывается объяснить причину своего поступка. К тебе вышел я теперь, басурманский сын, И казнили Степана Калашникова Переключение социального конфликта в русло моральных соизмерению позволило Лермонтову глубже раскрыть противоречия между официально-правительственной сферой и народом. Эту закономерность Лермонтов выявляет через характеры яркие, недюжинные, прибегая в отдельных случаях к романтической тональности. Кирибеевич не просто «злой обидчик», а, чело век большой силы чувств. Страсть к Алене Дмитриевне, жене купца Калашникова, поглотила его целиком: Скучно, грустно мне, православный царь, Смертью лютою, позорною; Опускаются руки сильные, Кирибеевич не хочет считаться ни с желаниями Алены Дмитриевны, ни с нормами общепринятой морали. Он позорит Алену Дмитриевну дерзкими поцелуями, полагая, ЧТО ему, как царскому любимцу, все дозволено. Однако право сословной силы, не подкрепленное правом морали, оказывается несостоятельным. В открытом и честном бою Кирибеевич, утратив самообладание, погибает. Честь и краткое содержание калашникова, моральные законы народа для него превыше всего; это, как заметил Белинский, «одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят и сдачи дадут». За честь жены, за чистоту народных обычаев Калашников идет на смертельный бой. А за что про что — не скажу тебе, Помрачаются очи бойкие; Мне головушку повинную Краткое содержание калашникова я на страшный бой, на последний бой! » "Песня про царя Ивана Васильевича. Сочинение Михаил Юрьевич Лермонтов очень взыскательно относился к своему творчеству. Он браковал множество своих произведений, которые в краткое содержание калашникова потомки признали гениальными. Первой поэмой, которую Лермонтов решился опубликовать, явилась "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". Поэма является стилизацией русского фольклора в большой эпической форме. По жанру и художественному своеобразию она оказалась единственной в своем роде и не получила продолжения ни в творчестве её автора, ни у других поэтов. Не было у "Песни. Правда в поэме "Боярин Орша" автор затрагивает семейную тему, но особенность "Песни. Тема бесчестья была очень характерна для творчества Лермонтова этого периода, но надо сказать, что он разграничивал оскорбление и бесчестье. Оскорбленный дворянин получал удовлетворение на дуэли, независимо от ее исхода, это был поединок краткое содержание калашникова. Так писал сам Лермонтов. В стихотворении "Смерть поэта" Лермонтов не случайно активно подчёркивает жажду мести "невольника чести". Исследователь творчества поэта Эйхенбаум предполагал, что "Песня. В таком случае, правы те, кто считает, что толчком к созданию поэмы могла быть именно гибель Пушкина, защищавшего свою честь и честь семьи. Опозорил он, осрамил меня Меня честную, непорочную. Хоть она и начинает свой рассказ, повалившись в ноги своему мужу, Степану Парамоновичу, просит она не прошения, потому что виниться ей не в чем, а заступничества. Ты не дай меня свою верную жену Злым охульникам в поругание! Таким образом, мстя опричнику Кирибеевичу, купец Калашников прежде всего выполняет просьбу Алены Дмитриевны и выступает защитником семьи и рода. Алёна Дмитриевна, обращаясь к мужу, вспоминает своих родственников, умерших и живых, доказывая, что ей больше не у кого просить помощи, как у родной семьи. Здесь Лермонтовым точно отражено средневековое сознание русского человека, хотя подобная ситуация не потеряла актуальности и в его время. Ведь Пушкин тоже защищал честь своей семьи, а не только свою личную. Еще одной жанровой особенностью поэмы является намерение автора снизить романтический ореол образов главных героев. Лермонтов придает им реалистические черты, христианские идеалы русского народа непосредственно отражаются в психологии главных героев поэмы. Так, "лукавый раб" Кирибеевич обманул царя, не сказав ему, что "красавица В церкви божией перевенчана По закону нашему христианскому". Этим он нарушает незыблемый закон, обезумев от любви. Сначала опричник просит царя отпустить его ". Царь жалует ему драгоценности, с помощью которых Кирибеевич пытается прельстить Алену Дмитриевну. Иван Грозный сам толкает своего любимца на бесчестный поступок. Как царицу я наряжу тебя, Станут все тебе завидовать Лишь не дай мне умереть смертью грешною, Полюби меня, обними меня Хоть единый раз на прощание. Так упрашивает свою любовь Кирибеевич. Его претензии не безграничны, — он, подобно Мцыри, готов довольствоваться несколькими мгновениями счастья. Опричник всё же христианин, он боится умереть смертью грешною, то есть покончить с собой. Но в то же время он типично лермонтовский герой, ведь он действует, не считаясь с тем, что всё происходит на глазах "злых соседушек". И ласкал он меня, цаловал меня, На щеках моих и теперь горят Живым пламенем разливаются Поцалуи его окаянные — с отвращением рассказывает Алена Дмитриевна. Своевольного героя постигает возмездие, осуществляемое не одним Калашниковым и "властью провидения", а силой совести самого Кирибеевича. Он не может не принять смертельный бой. Но в то же время проявляет себя в нём настоящим "басурманским сыном". Когда он ударил купца Калашникова, то погнул висевший на груди Степана Парамоновича крест со святыми мощами из Киева. Удар оказался так силён, что Калашников собирает все силы, чтобы выстоять. При этом он ведет себя не как романтический герой, он не борется с судьбой и не противостоит ей, а просто защищает честь семьи. Дело его правое, однако, с точки зрения существующего закона он вершит самосуд и готов за это принять казнь. Степан Парамонович принимает на себя судьбу преступника, чего никак не могло бы случиться в романтической поэме, где герой предпочтёт такой участи смерть и станет мучеником, о котором будут потом слагать песни. Жанровое своеобразие поэмы состоит ещё и в том, что кроме реалистических конфликтов "Кирибеевич — семья Калашникова", "Калашников — Иван Грозный", в поэме есть и романтический конфликт. Это конфликт достойного человека и толпы, принявший в данном случае форму исторической социальной психологии. Степан Парамонович не может сказать царю, что краткое содержание калашникова "нехотя", не только из-за своей честности и прямоты. То, что он убил "вольной волею", должно быть известно всем. Краткое содержание калашникова это смоет с семьи пятно краткое содержание калашникова. Нравственная независимость Калашникова, то, что он личность, а не "лукавый раб", является в поэме причиной его трагической гибели. Личное достоинство в нём неразрывно связано с народными нравственными устоями. Поэтому, несмотря на "позорную казнь" и на краткое содержание калашникова, что похоронен он был не по христианскому обряду не на кладбищекупец оставил о себе хорошую память в народе. Проходя мимо его безымянной могилки. Мажорным, подлинно песенным аккордом заканчивается поэма. Таким образом, идея поэмы, в отличие от классических канонов, не исчерпывается противопоставлением "безгеройной" современности и героического прошлого, века незаурядных людей. В поэме далеко не все герои заслуживают сочувствия и одобрения. Так, купец Калашников, верный народным нравственным устоям, оказывается морально выше самого царя. Лермонтовский Грозный вовсе не по краткое содержание калашникова подталкивает Кирибеевича к насилию и казнит Калашникова. В его характере отмечен чудовищный цинизм Свой ответ на исполненные достоинства слова Степана Парамоновича "Я убил его вольной волею, А за что про что — не скажу тебе. Скажу только богу единому. Молодую жену и сирот твоих Из казны моей я пожалую. Обещая купцу торжественную казнь, царь на самом деле устраивает "глумление над осужденным". Он произносит откровенно издевательские слова Я топор велю краткое содержание калашникова, Палача велю одеть-нарядить, В большой колокол прикажу звонить, Чтобы знали все люди московские, Что и ты краткое содержание калашникова оставлен моей милостью. От лирической напряженности стиля, сосредоточенного вокруг авторского "я", от прямых и открытых лирических формул, от жанра исповеди автор переходит к созданию психологических образов и сюжетов. Главный герой как бы краткое содержание калашникова трагические события, когда еще ничего не предвещает беды. Так в тот самый злополучный день сидит молодой купец за прилавком, раскладывает товары. Речью ласковой гостей он заманивает, Злато, серебро пересчитывает. Да недобрый день задался ему: Ходят мимо баре богатые, В его лавочку не заглядывают. В поэме краткое содержание калашникова горячими событиями возникает удивительный образ Древней Руси и ее столицы Москвы: Над Москвою великой, златоглавою, Над стеной кремлевской белокаменной Из-за дальних лесов, из-за синих гор, По тесовым кровелькам играючи, Тучи серые разгоняючи, Заря алая подымается, Разметала кудри золотистые, Умывается снегами краткое содержание калашникова, Как красавица, глядя в зеркальце, В небо чистое смотрит, улыбается. Богатство исторических деталей и примет времени отличает поэму Лермонтова. Это не только описание одежды, утвари, вооружения, но также формы поведения главных героев, скажем, перед боем. К общим, исторически обусловленным чертам добавляются индивидуальные характеристики. Так, Кирибеевич, выходя на бой, ". Краткое содержание калашникова же, выйдя против опричника, "Поклонился прежде царю грозному. После белому Кремлю да святым церквам, А потом всему народу русскому". В поэме мы встречаем такие художественные приемы, как использование традиционных эпитетов "вино сладкое, заморское", "очи соколиные"сравнений, синтаксических повторов, параллелизмов, инверсий, прямого отрицания "Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом краткое содержание калашникова Сидит грозный царь Иван Васильевич". Все эти приемы мастерски воспроизводят русский фольклорный поэтический стиль. В духе русской словесности даже синтаксическая конструкция с лишним союзом "и": Уж как завтра будет кулачный бой На Москве-реке при самом царе. И я выйду тогда на опричника. Стилизованная "песенность" поэмы, эмоциональная напряженность ее содержания, динамика сюжета скрывают некоторые исторические погрешности и отдельные смысловые несообразности. Так, например, Кирибеевич описывает царю красоту Алены Дмитриевны и краткое содержание калашникова ее "косы русые, золотистые", которые видеть не мог, так как замужние женщины прятали свои краткое содержание калашникова под платок. Обращает на себя внимание еще одна особенность "Песни. Песнь поют несколько гусляров, но в одном месте прорывается голос единственного автора, который говорит об Алене Дмитриевне: "Задрожала вся, моя голубушка. Это не значит, что Степан Парамонович проспал, как Онегин перед дуэлью. Затягивание действия в поэме усиливает напряженность атмосферы, к тому же соблюдается фольклорный принцип троичности. Этот принцип просматривается и в композиции произведения: в "Песне. Оно по праву считается шедевром русской национальной классики. Фольклорные мотивы в «Песне про купца Калашникова» «Песня про купца Калашникова» - произведение, наполненное фольклорными мотивами и элементами. Это произведение — стилизация под народную героическую песню, прославляющую подвиги народного героя, богатыря. Таким богатырем в «Песне» является купец Калашников. Сам жанр произведения, обозначенный в названии, взят из фольклора. Композиция «Песни» подражает народной, которую исполняли певцы под аккомпанемент инструментов, как правило, гуслей. В лермонтовской «Песне» есть «народные» зачин и концовка, а также перед каждой повествовательной частью есть своеобразная «вставка»: Ай, ребята, пойте - только гусли стройте! Ай, ребята, пейте - дело разумейте! Уж потешьте вы доброго боярина И боярыню его белолицую! Описание героев дано в фольклорном стиле. Широко употребляется параллелизм, когда внешность героя, значимость его фигуры, а также его внутреннее состояние сравнивается с состояниями природы. Так, например, Иван Грозный описывается следующими краткое содержание калашникова Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич. Сцена боя Калашникова с Кирибеевичем предваряет довольно большое описание зари над Москвой. Оно дано по контрасту к описываемому событию и заканчивается вопросом: «Уж зачем ты, алая заря, просыпалася? На какой ты радости разыгралася? » Описание героев строится на постоянных эпитетах в традиции краткое содержание калашникова произведений: «солнце красное», «удалой боец», «буйный молодец», «очи темные», «широка грудь», «брови черные». Используются здесь и традиционные сравнения: «Ходит плавно - будто лебедушка». Вообще, краткое содержание калашникова эпитетами наполнено все произведение: «вино сладкое», «дума крепкая», «голубь сизокрылый», «сердце жаркое», «дума черная», «сырая земля», «красны девушки». Стилизован под народную песню и язык произведения. Он такой же напевный, в нем много инверсий, обращений и восклицаний. В произведении использованы диалектные и просторечные слова или их формы: охульник, сиротинушка, старшой брат, разгоняючи, подымалася и другие. Широко используется в «Песне» троекратное повторение. Так, например, перед боем Калашников трижды кланяется, выказывая уважение и прося благословения и поддержки. В народных традициях дана трактовка основных характеров «Песни». Калашников — народный герой, защитник народной нравственности, чести краткое содержание калашникова справедливости. Он отстаивает не только свое доброе имя, но и честь всего православного народа. Поэтому имя его останется в веках, несмотря на немилость власти. Главный злодей, Кирибеевич, показан односторонне. Он отрицателен во всем. Это воплощение иной, захватнической веры, неуважения, всего злого и темного. В итоге он, краткое содержание калашникова лучших традициях фольклора, оказывается побежденным и в конце «Песни». Иван Грозный - неоднозначная фигура. Это также фольклорная традиция. Казалось бы, он на стороне темных сил, но обещает поддержать семью Калашникова краткое содержание калашникова его смерти. Он способен оценить силу и благородство характера Калашникова. Лермонтова рассказывает об историческом прошлом Руси ХVI в. По форме она напоминает былину или балладу, исполняемую гуслярами песню. Близость к фольклору не только придаёт достоверность картинам и характерам, изображённым в поэме, но краткое содержание калашникова позволяет автору показать народный идеал, выразить народное понимание краткое содержание калашникова, чести, героизма, справедливости. Роль пейзажа в «Песне про купца Калашникова» Лермонтова рассказывает об историческом прошлом Руси ХVI в. По форме она напоминает былину или балладу, исполняемую гуслярами песню. Большую роль в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» играет пейзаж. Первая часть поэмы начинается пейзажем: Не сияет на небе солнце красное, Краткое содержание калашникова любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич. Слово слово «не» - это ключ ко всей поэме, тревожный знак, краткое содержание калашникова всё добром не кончится, предчувствие краткое содержание калашникова. И здесь, и дальше в поэме: За Кремлем горит заря туманная; Набегают тучки на небо, - Гонит их метелица распеваючи; пейзаж помогает автору донести до читателя замысел идею произведения, атмосферу происходящего. Пейзажные зарисовки подчёркивают настроение и душевное состояние героев поэмы: И смутился тогда думой крепкою Молодой купец Калашников; И он стал к окну, глядит на улицу - А на улице ночь темнехонька; Валит белый снег, расстилается, Заметает след человеческий; и место, и время трагических событий: Над Москвой великой, златоглавою, Над стеной кремлевской белокаменной Из-за дальних лесов, из-за синих гор, По тесовым кровелькам играючи, Тучки серые разгоняючи, Заря алая краткое содержание калашникова. А печальный пейзаж в конце поэмы: И бугор краткое содержание калашникова сырой тут насыпали, И кленовый крест тут поставили, И гуляют-шумят ветры буйные Над его безымянной могилкою, как бы соединяет всю композицию произведения воедино, показывает, что предчувствие беды в первых строках нас не обмануло: Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие… Пейзаж не только придаёт достоверность картинам и характерам, изображённым в поэме, но краткое содержание калашникова позволяет автору ярче выразить народное понимание правды, чести, героизма и справедливости.


Другие статьи на тему:



 
Copyright © 2006-2016
tsl-lift.ru