Перейти на главную страницу
Поиск по сайту

Соловьев идея всеединства

Диссертация на тему «Концепция всеединства Соловьева: синтез рационализма и мистицизма» автореферат по специальности ВАК 09. Соловьева: синтез рационализма и мистицизма тема диссертации и автореферата по ВАК 09. Онтологические аспекты концепции соловьев идея всеединства. Гносеологические проблемы синтеза в философии Концепция рационального в истории философской мысли. Концепция мистического в истории философской мысли. Введение диссертации часть автореферата На тему "Концепция всеединства Соловьева: синтез рационализма и мистицизма" Актуальность исследования. На исходе XX века в философской науке усилился интерес к сфере мистического. Такое повышенное внимание к мистицизму требует детальной проработки идеи взаимодействия рациональных иррациональных мировоззренческих начал. В середине XIX в. Соловьевым была создана первая систематическая философская концепция в России. Это философское учение отражает неоднозначность и противоречия в осознании смысложизненных экзистенциальных вопросов. Соловьева выразилась в идее универсального синтеза, который являлся единением рационального и мистического способов постижения высшей истины. Данные вопросы недостаточно освещены в современных соловьев идея всеединства исследованиях, что приводит к необходимости проанализировать соотношение рационального и мистического соловьев идея всеединства творчестве русского мыслителя. Кризис западноевропейской рациональной культуры определил ориентир поиска путей построения пространства бытия и познания в русской философии. Таким образом, актуальность темы продиктована необходимостью анализа соотношения рационального и мистического начал в теоретической философии всеединства Многомерная концепция всеединства как синтез рационального и мистического вновь становится значимой соловьев идея всеединства. Современный человек ищет целостного мировоззрения, которое связывало бы глубины бытия с повседневностью. В настоящее время мы наблюдаем рост приоритетности духовности, духовных исканий, как на уровне общественном, так и на личностном. Изменения в социальной сфере влекут за собой конструктивные изменения также и в духовной, и в нравственной сферах. Интеллектуальному, духовному познанию свойственны как интуитивный процесс, так и рациональный. Соловьев, обладая сверхрациональным опытом, стремился выразить его в рациональных формах, что делает актуальным исследование соотношения мистического и ра ционального в учении русского мыслителя. Соловьев полагал, что нет безусловной границы между верой и разумом и нет такой веры, которая бы не соединялась с разумным мышлением. Соотношение разума и веры - это главный акцент концепции всеединства. В связи с усиливающимся влиянием мистического, иррационального в современном общественном сознании заявленная тема представляется актуальной. Разработка « механизмов» взаимосвязи рационального и мистического в рамках русской религиозной философии всеединства даст возможность понять современные процессы этой взаимосвязи. Осмысление концепции всеединства философами нашего времени и современниками Соловьева с точки зрения взаимодействия рационализма и мистицизма можно разделить на две позиции: 1. Утверждение преимущественно мистической линии в его творчестве Анализ соотношения и рационального, и мистического начал В глобальном труде Трубецкого « Миросозерцание Соловьев идея всеединства автор акцентирует внимание на единственно мистической направленности всех периодов творчества Трубецкой утверждает, что западную философию неточно будет называть только рациональной и рассудочной. После смерти Гегеля в Европе, по мнению исследователя, начинается время философского отчаяния. Преодолеть это состояние пытались Шопенгауэр, Гартман, немецкие мистики и Шеллинг. Именно от учеников Беме, которые имели личный мистический опыт, а также соловьев идея всеединства Баадера, Соловьев соловьев идея всеединства и продолжил линию углубленно религиозного сознания, ведущего к восстановлению целостности и « исцелению» человечества. Познание Безусловного начала, как проекта лучшего мира, а через него и реального бытия - ядро метафизики Целостность мистического восприятия творчества мыслителя согласно взглядам Трубецкого связана с тем, что он анализирует философию Соловьева как социальную утопию, в которой нет разницы между мирским и Божьим, где господствует вера в преображение Вселенной. Соловьев идея всеединства это недоказуемо рациональными подтверждениями и мышление является достоверным лишь через Абсолют. Соловьева в соловьев идея всеединства с тем, что он смешивает и неточно указывает границы естественного- положения вещей и порядка мистического, поскольку по Соловьеву, истинное познание действительности сводится к откровению Абсолютного. Значит, частные науки должны быть способами познания Божественного начала. Трубецкой размышляет: может ли Безусловное, имеющее вневременное и внепространственное значение, взаимодействовать с нашей действительностью, которая ограничена пространством и временем. Евлампиев в работе «История русской метафизики в XIX - XX в. Русская философия в поисках Абсолюта» соловьев идея всеединства пути формирования русской религиозной философии и отмечает важную особенность. Именно религиозная наполненность явилась источником мистического прочтения бытия и Абсолюта соловьев идея всеединства через мистическое отражение реализуется специфическая форма соловьев идея всеединства. Он отмечает, что мистико-магическое представление о единстве мира заключается в особой взаимосвязи вещей и возможности их влияния друг на друга в любой момент. Эти взгляды характеризуют предфило-софский подход. Что касается соловьев идея всеединства Соловьева и соотношения рационального соловьев идея всеединства мистического начал в его творчестве, Евлампиев утверждает именно одну его гностико-мистическую линию и совпадение основных целей философии мыслителя с гностическим мировоззрением. Соловьев идея всеединства гностиков всеобъемлющее доминирующее мистическое начало синтезирует в себе разум и откровение веры. Соловьевым мистического он облекает в термин « гнозис» и соловьев идея всеединства его мистицизм как «сочетание рационального философского метода развертывания исходного содержания и мистического иррационально-интуитивного акта схватывания указанного содержания, в котором человеку открывается Абсолют. » 1 Говоря соловьев идея всеединства критике западного рационализма, Соловьев, по мысли автора, умалчивает о богатой мистической традиции соловьев идея всеединства философии и влиянии Шеллинга. Гайденко в своей монографии « Владимир Соловьев и философия Серебряного века» акцентирует внимание на разнородных и противоречивых составляющих в его концепции. Данный синтез представляется автору весьма хрупкой и нечеткой конструкцией, хотя и пронизанной глубинной интуицией. Гайденко объясняет взаимосвязь рационального и мистического у Соловьева с позиции спиритуалистического реализма. Она пишет, что положительное Ничто трансцендентная основа мира, не являясь рациональной системой, постигается рациональным путем методом органической логики. Таким образом между Высшей субстанцией и миром устраняется непреодолимая граница, которая, по мысли христианских богословов, существует между творцом и тварью. Но откровенное знание доступно только интеллектуальной интуиции и особому мистическому созерцанию, связанному с состоянием вдохновения. Интеллектуальная интуиция соединяется с вдохновением и это есть особый путь философского познания. Гайденко считает, что такое специфическое слияние; философии и художественного творчества, прорыв к соловьев идея всеединства есть вхождение в состояние транса, и оно приводит к мистическому духовидению. В результате, резкая грань, разъединяющая рациональное и мистическое осмысление становится соловьев идея всеединства. Такое смешение художественной фантазии с религиозным откровением реализуется в оккультно-магическом понимании искусства. Синтез рационального и мистического автор видит в том, что содержание Божественного соловьев идея всеединства Соловьев пытается соловьев идея всеединства рационально. И История русской метафизики в Х1Х-ХХ в. Акулинин в книге «Философия всеединства: от Флоренскому» отмечает, что тяготение к метафизическим синтезам было примечательным для русской религиозной философии. Философы стремились рационально обосновать религиозные догматы, философия не обходилась без откровенного « знания» идеи Бога. Термином « бимодальность» у Соловьева автор определяет иррациональную интерпретацию взаимоотношений человека и мира, на рациональном уровне снимая противоречие «Я» и «не-Я». Аку-линин акцентирует внимание на том, что о равнозначном мистическом и рациональном миропонимании не может быть и речи. Доминирующим началом в рамках цельного знания является вера. Рациональное и мистическое знание не идентично, но в единстве, становясь соловьев идея всеединства теософией» приближают субъекта к истине. Автор пишет, что по соловьев идея всеединства произведения Соловьева теологически ориентированы, по форме являются философскими произведениями. Они не вписываются ни в сугубо соловьев идея всеединства жанр, ни в форму философского трактата. Лосев видит миросозерцание Соловьева в двойственном облике. Соловьев и его время» он приходит к следующему выводу: мистическая составляющая философии мыслителя выражается соловьев идея всеединства предельно ясной форме. Это есть учение о всеединстве и как часть этого учения - идея цельного знания. Говоря о соловьев идея всеединства, включающем в себя все свойства мира, философ, по мнению Лосева, руководствуется только здравым смыслом. Лосев утверждает, что мистичность как особое духовное состояние Соловьева уместно отнести к поэтическому творчеству. Здесь Соловьев был необычайно сенситивен и в связи с этим многое ему представлялось в конкретном, остро напряженном образе, который выходил за рамки всякой философии и рациональности. Соловьев даже мистицизм пытается соединить с рационализмом,- пишет Автор отмечает, что интуиции мистицизма соотносятся у Соловьева с размышлениями о природе человека, противоречивом развитии культуры, влиянии общественных идеалов на субъекта. Рожков в курсе лекций « История русской философии» раскрывает взаимоотношение рационального и мистического в цельном знании, опираясь на интуитивную этизированную сущность — безусловную любовь. Она является моментом обретения истины. Через любовь осуществляется познание жизнедеятельности идеальных сущностей. Обращая внимание на слияние любви и разума автором подчеркивается доминирующее значение любви. Смысл понятия « разумного сознания» в свете синтетической концепции всеединства Рожковым анализируется как сознание любви, «. Систематизации нравственных, эстетических, историософских начал в творчестве Соловьева посвящены работы Объектом исследования является концепция всеединства Предметом исследования является соотношение мистического и рационального в концепции всеединства Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы: проанализировать взаимодействие мистической сферы, основанной на божественном начале, и рационального мышления в концепции всеединства В соответствии с целью в работе выдвигаются следующие задачи: - исследовать первоистоки и развитие концепции всеединства; - проанализировать структуру и онтологическую схему концепции всеединства; - рассмотреть мнения ведущих исследователей, анализировавших идеи универсального синтеза Соловьева; - сопоставить основные положения концепции всеединства с традициями неоплатонизма, мистицизма, немецкой классической философии, которые являются источниками религиозной философии Соловьева; - проанализировать соотношение рационального и мистического в истории философской мысли; - определить меру рациональных и мистических мотивов в творчестве философа; - сформулировать соловьев идея всеединства разграничения рационального и мистического дискурсов в концепции всеединства и выявить особенности воплощения данных категорий у Соловьева; - наметить перспективы развития концепции всеединства в трудах современных исследователей. Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что в нем в рамках единства теоретической философии Соловьева выявлено соотношение рационализма и мистицизма. Научная новизна диссертации заключается в следующих исследователь-ких результатах: - универсальный синтез принципов различных философских школ и подходов в западно-европейской философии Нового времени представлен как Абсолютное начало в концепции всеединства Соловьева; - категориальная схема « Сущее - Бытие - Сущность» в концепции всеединства Соловьева соловьев идея всеединства как единая и неделимая духовная реальность; - проведена сравнительная характеристика философских концепций Плотина и концепции всеединства Соловьевым уникальный методологический стиль синтетического видения бытия и познания, воплотившийся в свободной теософии. Соловьева исследована как « Вселенское целостное» знание, обладающее масштабами универсальной космично-сти. Положения, выносимые на защиту: 1. Соловьева как нечто идеальное и многозначное представляет собой универсальный синтез принципов различных философских школ и подходов, рассматривавших соотношение мистического и рационального. Ее внутренней сутью является идея единения в Соловьев идея всеединства всех компонентов бытия, представляющем собой лишь только поверхность и предикат безусловной реальности. Положительное Ничто, как определяет философ Абсолютное, есть неподдающееся унификации « чистого разума» и вечно творящее начало. Он рассматривает данную концепцию как всеобъемлющее явление в рамках « целостного организма» общества; 2. Концепция всеединства имеет источник в соловьев идея всеединства Платона и неоплатонизма, в соловьев идея всеединства в триаде «Единое - Ум — Душа». Триаду Плотина и концепцию всеединства объединяет устремленность к трансцендентному. Постижение Абсолютного у философов находит свое выражение в состоянии экстаза. Подходы Плотина и Соловьева связаны с различным воплощением целостности, полноты и насыщенности мироздания. У Плотина гармоничность и законченность выражена в эманации Единого и последовательном осуществлении движения от высшего к низшему, а затем в восхождении к Абсолюту. Соловьева мы наблюдаем отсутствие схематичного порождения действительности и четких градаций «Сущего — Бытия - Сущности». Это единая и неделимая духовная реальность, хотя каждый из этих элементов имеет прозрачные границы и есть « начало своего другого». Идеи Гегеля и Соловьева находятся между собой в тесной взаимосвязи. Русский мыслитель, отвергая панлогизм Гегеля, использовал логику и последовательность его диалектической философии. Принцип развития, становления « общечеловеческого организма» ярко представлен в концепции Философ, принимая за основу своей концепции Сущее, не может отождествлять мышление и трансцендентное Ничто, являющееся у Гегеля саморазвитием понятий разума. Соловьев творчески синтезирует достижения соловьев идея всеединства, которые с разных позиций исследовали проблемы множественности характеристик Бога. Эта проблема включает в себя следующие аспекты: непостижимости и первопричины Бога, его сверхсущности и сверхмудрости, творческой благодати, исходящей на человека. Соловьев вырабатывает уникальный методологический стиль синтетического видения бытия. Философом создана мифологизированная реальность, отражающая рационально-мистический процесс восхождения человека и человечества к Богу. Мыслитель распространяет выработанный им стиль на сферу познания, нравственных ценностей и жизненного мира коллективного индивидуального субъекта. В творчестве философа мистический и рациональный соловьев идея всеединства органично связаны, образуя синтетическую структуру, и одновременно являющиеся многогранными и многокачественными индивидуальностями. Онтологическая модель Сущее - Бытие - Сущность представляет собой основу концепции всеединства. Целостность этой триады проявляется в смысловой многозначности каждого компонента и взаимосвязи этих элементов между собой. Логика взаимодействия данных философских категорий такова, что каждая категория, обладая индивидуальностью, порождает другие. В реФ зультате образуются девять составляющих, которые и определяют соловьев идея всеединства, глубину и бесконечность всеединства. Соловьева является ярким вкладом русской философской мысли в соловьев идея всеединства мировой культуры и общегуманитарных ценностей. Иррациональные категории бытия и творчества человека философ стремился выразить рационально, но это « рациональность» особого типа, которая объединяет логику, метафизику и этику как элементы « свободной теософии». В этих понятиях сконцентрирована основная идея философии Концепция всеединства представляет собой « Вселенское целостное» знание, обладающее соловьев идея всеединства космичности, в котором сосредоточены идеи Ь Абсолютного внутреннего самобытного существования, а также намечаются пути возможного будущего развития человеческой культуры и цивилизации. Теоретическая и методологическая база исследования. Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют фундаментальные идеи онтологии, теории познания, аксиологии, социальной философии, философской антропологии, философии культуры. Они нашли свое отражение в трудах ряда философов: Аристотеля, Платона, Плотина, При анализе философских взглядов Соловьева использованы работы таких выдающихся русских философов, как Лосева, Для сопоставления различных точек зрения и взглядов на проблему диссертационного исследования привлекались также исследования современных философов и культурологов. Данное исследование имеет ярко выраженный методологический историко-философский характер. Результаты проведенного анализа могут быть применены при изучении истории русской философской мысли в целом и отдельных ее проблем в частности. Материалы работы могут использоваться при проведении лекционных и семинарских занятий по различным философским и культурологическим дисциплинам. Соловьев, несомненно, является ключевой фигурой в соловьев идея всеединства философии. Произведения Владимира Соловьева пронизаны особым "свечением", сверхкосмической силой воздействия. Суть и дух соловьев идея всеединства творчества можно передать, лишь на личностном уровне воспринимая мысли философа. Тем самым мы приобретем состояние особой целостности. Как универсальная идея духовного и социального развития, всеединство у Соловьева получает форму всеобщей и цельной истины, потому что пронизывает все сферы "общечеловеческого организма". Он применил это понятие и к обществу в целом, душе субъекта и к установлению господства Вселенской церкви. Единство веры и знания, духовной и материальной жизни являлось органичным для философа. Модель целостного мировоззрения Соловьева -это не концептуальное размышление, а, скорее, интуитивное прозрение. Многие исследователи рассуждают о том, что философия Соловьева — это особый вид творчества, которое своей задачей имеет пересоздание дейст 7 ОЛ вительности. Я не признаю существующего зла вечным, я не верю в черта. Сознавая необходимость преобразования, я тем самым обязываюсь посвятить соловьев идея всеединства свою жизнь и силы на то, чтобы это преобразование было действительно совершено"207. Это был поиск истинного пути познания, оснований бытия и нравственных жизненных ценностей, соотнесенных соловьев идея всеединства полнотой, завершенностью соловьев идея всеединства всецелым смыслом абсолютного первоначала. Новый способ философствования с точки зрения онтологии у Соловьева выразился в преодолении несовершенства « отвлеченной» западно-европейской философской мысли. Категория бытия была им признана отвлеченным началом, Абсолют, сущее - соловьев идея всеединства. Владимир Соловьев M, 1999. Неподвижно соловьев идея всеединства солнце любви. Своеобразие онтологической схемы, воплощающей концепцию всеединства, проявляется в отличии ее идей от классического способа философствования. Соловьев воплощал в соловьев идея всеединства свои фундаментальные идеи, когда неклассическая философия только зарождалась, в связи с этим им были переосмыслены основные категории бытия и познания. Соловьева место бытия занимает абсолютно-сущее. Абсолютно-сущее - это самое высшее начало в мире - Бог и оно недосягаемо. На самую высокую ступень Соловьев ставит сущее, поскольку целью истинной философии он считает перемещение центра человеческого бытия в абсолютный трансцендентный мир, так человеческое бытие соединяется с абсолютным началом. В то же время следует отметить, что Соловьев воплотил свой оригинальный подход в традиционных схемах философского рационализма. Но как полагает Хоружий, для европейского философского процесса она система Соловьева - В своих устремлениях, в своем пафосе она перекликалась с теми поисками обновления европейской мысли, что отвергали господствовавший позитивистский, сциентистский, формалистический дух и воплощались всего наглядней в творчестве Ницше и Бергсона208. Большую роль появление концепции всеединства сыграло именно в истории русской философии. Соловьева открыла особый период русского философского развития, вывела русскую мысль на новый этап и придала ей новый статус. Соловьева соловьев идея всеединства воплощением некоторой духовной реальности. Противоречивость взглядов на человека и разделение его на эмпирическое и божественное существо, как утверждают исследователи, не позволило Соловьеву выйти за пределы шеллингианских традиций. Русский философ в своей концепции всеединства стремился определить для субъекта центральное место во Вселенной, предлагая путь духовного совершенствования. Вместе с тем в поздних работах философа имперсоналистские тенденции являются доминирующими. Абсолют отождествляется с личностью и личность воспринимается как элемент и срез Абсолюта. Соловьев находился в русле философских исканий конца XIX начала XX века. Попытку пройти между Сциллой рационалистической парадигмы и Харибдой иррационализма предприняли многие русские философы Серебряного века209. Вся русская философия конца XIX начала XX века представляла собой, по соловьев идея всеединства Лосева, неравновесное соотношение между западноевропейским ratio и восточно-христианским Логосом. Постижение тайных иррациональных глубин Соловьевым в концентрированном виде и выявилось в соединении разума и веры. И онтология, и теория познания Соловьева провозглашают главенствующим началом Абсолют. Воплощение соловьев идея всеединства рациональных понятиях мистического единения с Вечным есть стремление овладеть высшей истиной. Соловьева обосновывает разные способы мышления — рационального, эмпирического и непосредственно затрагивающего пространство веры. Философ пытался определить эталон целостности бытия, им являлось Абсолютное соловьев идея всеединства. Методы свободной теософии определяли сферу познания в философии Соловьева и в результате рефлексии он пришел к осознанию глубинных характеристик всеединства — процессу непосредственного интеллектуального созерцания. В бытии и сознании, по мысли русского философа, существует всеобъемлющая перспектива всеединства, совершенной уравновешенности и взаимной проницаемости всех моментов существования. Эта символическая реальность проявляется, как полагает Соловьев, в сокровенной утонченности и духовности. Соловьева демонстрирует, что философ разделял общие мировоззренческие соловьев идея всеединства XIX века, а именно веру в прогресс, в наступление новой эры справедливости и добра. Поэтому идеи эволюции, процесса утверждаются в творчестве Соловьева и его последователей. В одном из разделов свободной теософии - органической логике философ подчеркивает, что органическое мышление может быть названо развивающимся или эволюционным. Эволюционирующая реальность у Соловьева - человечество, которое представляет собой единый организм и является субъектом исторического развития. Человечество есть Личность, Сверх-Личность — душа мира, София. Человечество и есть у Соловьева второе абсолютное, которое имманентно миру и развивается вместе с ним. Соловьев указывал перспективу грядущего развития человечества. Эта перспектива в преодолении индивидуализма через растворение в коллективном начале, в отказе соловьев идея всеединства личностного «Я». Соловьев полагал, что это единственно возможная перспектива выживания человечества. Претендуя на истинное знание, трансцендентальную реальность, концепция всеединства и ее воплощение в свободной теософии особым образом « представляет» личностную идентификацию. Она носит универсальный характер, так как человек отождествляется с человечеством индивидуальное « теряется» в пространстве реальности и « исчезает», достигая полноты и целостности, подобно состоянию Буддийской нирваны или погружения в Дао. Соловьева исходит из утверждения органической связи божественного и природного. Все произведения философа проникнуты идеей присутствия Бога в мире. Все исходит от Бога и возвращается к нему. Франка, предмет философии и религии совпадают, поскольку единственный предмет философии есть Бог. Целостность и универсальность этого мировоззрения состоит не в логике, не в теории познания, а именно в Богопознании. Так представлялось пространство философской мысли в античности, начиная от Гераклита, через Платона, Аристотеля, стоицизм, неоплатонизм, средневековье. И даже в философии Нового времени, насыщенной 209 См. Владимир Соловьев и философия Серебряного века,- Соловьев признавался, что он сам представляет собой живой пример единства противоречий, поэтому не только мыслил, но и жил в соответствии со своей философией, воплощая идею всеединства в собственной личности. В своих произведениях русский философ утверждал, что не « мыслью единой жив человек», а многообразием и противоречием духовной сферы. В мышлении человека существует некий механизм связи с реальным миром, несовпадающий с обыденным восприятием действительности. Эта проблема мистического озарения наряду с рациональным анализом явились основой универсального метода Соловьева - это одновременно умозрительное и « откровенное» знание и в его религиозной философии воплотилось синтетическое видение бытия, познания и Бога. Проблемы Бога и вечности, по мысли Шестова, всегда неизвестны и должны открываться всякий раз заново. Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Юхнович, Наталья Геннадьевна, 2006 год 1. Философия всеединства: от Высшие ценности в учении Гносеология целостного знания Сочинения в 4 т. АН СССР Ин-т философии. Трансцендентное в рациональном и мистическом познании. Соловьев идея всеединства Изд-во « Научная книга», 2003. Флеровой М,: Канон - Пресс. Синтез знаний: классика и современность. Философия и синтез знания Казань, 1997. Время и пространство в учении Вл. Определение человека в трактате Плотина I 1 53. Созерцания и умозрения Из статей 1911-1915 г. Что дает современному сознанию философия Владимира Соловьева? От марксизма к идеализму. Любутина Свердловск: Соловьев идея всеединства Урал, ун-та, 1991. Владимир Соловьев: PRO ЕТ CONTRA. Личность и творчество Вл. Владимир Соловьев: взгляд сквозь столетие. По следам рыцарей Софии. Владимир Соловьев и философия Серебряного векаМ. Искушение диалектикой: пантеистические и гностические мотивы у Гегеля и Вл. Метафизика конкретного всеединства, или Абсолютный реализм Новая онтология XX века- Серия « Философия на пороге третьего тысячелетия». Человек и человечество соловьев идея всеединства учении История и рациональность: Социология Вебера и веберовский ренессанс Философский альманах под ред. История: Исторический и философский альманах-Саратов: ПАГС, 2002. Проблемы систематизации теоретической философии Лекции по истории философии. Григорий Палама Беседы: в 3 т. Русская идея и ее творцы. Понятие, структура, функции Саратов. История русской метафизики в XIX-XX веках: Русская философия в поисках Абсолюта?. Трансцендентализм « Логоса» и его место в истории русского идеализма начала XX в. Лекции по истории русской философии. История русской философии : В 2 т. О сокрытом в соловьев идея всеединства Боге введение в теологию. Абсолютное и мир в учении Вл. Достоевский, Ницше и кризис соловьев идея всеединства в Европе конца XIX начала XX в. Лекторский; АН СССР, Соловьев идея всеединства философии. Рациональность в контексте философского анализа развития мировоззрения. Феномен веры у Вл. Гностические влияния в философии Вл. Смысл любви в философии Вл. В поисках новой рациональности: Религиозная философия в России конца XIX начала XX века- Минск. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость. СПб: ПЕР СЭ; Университетская книга, 2000. Соловьева: Из цикла «Страницы истории отечественной философской мысли. Этическая мысль в Германии и России: Кант — Гегель — Вл. Цикл гуманитарных дисциплин, 1994. Инвариантные структуры в философском тексте: Вл. Владимир Соловьев и его время. История русской философии History of Russian Philosophy. Соловьеве в его молодые годы: Материалы к биографии в 3-х книгах Репринт, воспроизведение изд. Иррациональное и рациональное в философии свободы Как я понимаю философию: Сборник. Классический и неклассический идеалы рациональности. Запад и Восток: традиции и новации рациональности мышления-М. Максим исповедник Соловьев идея всеединства преподобного Максима Исповедника. Сидорова М: Мартис, 1993. Нравственный логос Владимира Соловьева-М. Мейстер Экхарт Духовные проповеди и рассуждения. Духовная реальность человека анализ философ-ско-онтологических основ. Пути в иные измерения: личная запись преображения сознания-Киев: София, 1993. Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве Соловьева: Материалы международной конференции 14-15 февраля 2003 г. Соловьев идея всеединства реконструкция концептуальных оснований русской философии всеединства Воронеж: ВГУ, 2000. Соловьев и поиск новых направлений в западной философии последней четверти XIX в. Антропологические темы в философии всеединства в России XIX-XX в. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002. Бердяев о русской философии: Сборник в 2 ч. Живая истина: Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX в. Сочинения в 2-х т. Платон Собрание сочинений в 4 т. Плотин в русских переводах серия « Античная библиотека». Цивилизация: к семидесятилетию академика Мистическое в системе Вл. Почему я не христианин: Соловьев идея всеединства атеистические произведения: Соловьев идея всеединства. АН УССР, Ин-т философии Киев: Наук, думка, 1989. Три оправдания: стержневые темы философии Вл. Бытие, сущность и существование в поздней онтологии Примирение идей идея примирения в философии всеединства Вл. Русский космизм: Антология философской мысли. Гнозис и экзегетика СПб. Мистика и рационализм души: основы метапсихо-логии Саратов: Слово, соловьев идея всеединства. К вопросу о традиции платонизма в русской философии и в творчестве Вл. Сочинения в 2 т. «Неподвижно лишь солнце любви. Полное собрание сочинений: в 20 т. Носов; РАН, Ин-т философии. Полное собрание сочинений: в 20 т. Носов; РАН, Ин-т философии — Россия и вселенская церковь. Смысл любви Киев: Лыбидь; Собрание сочинений: В 10 т. Стихотворения и шуточные пьесы. Владимир Соловьев: Жизнь и творческая эволюция-М. Вольные размышления о Владимире Соловьеве О рациональном и мистическом в « Науке соловьев идея всеединства Гегеля-Тбилиси. Острая философия: Выдающиеся сюжеты овладения неизвестным. Симферополь: « Реноме», 1998. Белова Саратов: Изд-во СГУ, 2001. А Метафизика половой любви как металюбовь от Гносеологические аспекты концепции всеединства Тема всеединства в философии Вл. Соловьев: Соловьев идея всеединства образа — Философский словарь Владимира Соловьева. Пособие- Саратов: Соловьев идея всеединства СГАП, 2001. Предмет знания об основах и предметах отвлеченного знания: Душа человека: Опыт введ. Гении философии Нового времени. Миросозерцание Флоренского- Томск: Водолей, 1999. О старом и новом СПб. Опыты из русской духовной традиции Проблематизация интуиции в русской религиозно-философской парадигме « Логос»,- Саратов. Русская религиозная философия XIX — XX века-Н. Философия соборности: Очерки русского самосознания- СПб. Рациональность как ценность культуры: Традиция и современность-Прогресс-Традиция, 2003. Система мировых эпох: Мюнхенские лекции 1827— 1828 г. « Вечные вопросы» в свете науки, философии и религии ЮНЕСКО по фил ос. Сочинения в 2 т. Zur religionsphilosophischen Begründung der Sophiologie. Die Prüfungen der Neuzeit. Philosophie der Geschichte, Metaphysik, Gnosis. Russishe Religionsphilosophen des 20. Jahrhunderts: Vladimir Solov'ev, Соловьев идея всеединства Fedorov, Vasilij Rozanov et al- Freiburg, etc. Соловьев идея всеединства внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций OCR. В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет. Научная электронная библиотека disserCat — современная наука РФ, статьи, диссертационные исследования, научная литература, тексты авторефератов диссертаций. ООО "Научная электронная библиотека", г.


Другие статьи на тему:



 
Copyright © 2006-2016
tsl-lift.ru