Перейти на главную страницу
Поиск по сайту

Стихи талькова о любви

Песенное творчество Игоря Владимировича Талькова 1956 — 1991 приобрело широкую общероссийскую известность в конце 1980-х гг. Ранняя гибель поэта предопределила то, что его творческое дарование осталось не до конца реализованным. Стихи талькова о любви наступает пора объективного исследования поэтических текстов Талькова в их эстетическом единстве и смысловой многомерности — исследования, свободного от той злободневно-политической пристрастности, с стихи талькова о любви нередко эти песни воспринимались в пору их создания исполнения. Встает необходимость уяснения места произведений Талькова в контексте как авторской песни второй половины ХХ в. В своих стихах Тальков предстает и как остро социальный поэт-философ и сатирик, и вместе с тем как художник элегического склада, тонкий аналитик внутреннего мира личности. Исполнение песен, проникнутых мучительным ощущением крушения миражей уходящей в прошлое советской эпохи, было связано, по мысли их автора, с определенным жанрово-родовым синтезом, так как "выступления на сцене перерастали порой в митинги, полемики, а иногда даже в лекции". Одной из наиболее известных гражданских песен Талькова стала песня стихи талькова о любви 1989. Текст построен в форме прямого обращения поэта стихи талькова о любви родной стране, чей облик в прошлом и настоящем проступает при чтении "старой тетради расстрелянного генерала". Публицистичность соединена здесь с обнаженностью страждущего чувства лирического "я", ассоциирующего себя с "обманутым поколением" своих современников — в финале песни эти слова не поются, а медленно проговариваются, что служит их особому смысловому выделению. Центральной в стихотворении становится мифологема "золотого века" дореволюционной Стихи талькова о любви "век золотой Екатерины", "златоглавая Москва", колокольный звон в звуковом оформлении песнипретерпевшей распятие в революционное лихолетье. Третья строфа, рисующая апокалипсическую картину гибели России "разверзлись с треском небеса"исполнялась бардом особенно эмоционально, а стихи талькова о любви прошлого и настоящего проявился в резкой смене цветовой гаммы "золотые купола", "черный глаз", "красный царь". В переживаниях лирического героя отчетливо выразилось умонастроение стихи талькова о любви части общества, чающей "забитой правды возрожденья" и вглядывающейся в национальное прошлое в поисках отринутых духовных основ бытия. Во многих стихах-песнях Талькова звучит резко сатирическая оценка как советских десятилетий, так и "перестроечной" современности "Дядя", "Враг народа", "Господа демократы", "Господин президент" и др. А во "Враге народа" 1988 едкий собирательный образ советского вождя дополняется проницательной психологической характеристикой впавших в зависимость от тоталитаризма сограждан как "толпы вконец затюканных людей". С этой точки зрения гражданская поэзия Талькова родственна поздней лирике Высоцкого "Я никогда не верил в миражи", 1979-1980; "А мы живем в мертвящей пустоте…", 1978-1980; "История болезни", 1976; "Купола", 1975 и др. У Талькова происходит смысловое развитие данных мотивов стихотворений Высоцкого в иной исторической ситуации, когда в общественном сознании наметилась тенденция к восстановлению правды о пройденном пути. Двух поэтов-бардов объединяет напряженное стремление нащупать духовные координаты исторической судьбы народа, стихи талькова о любви исцеления его "души, сбитой утратами да тратами" "Купола" Высоцкого, "Россия" Талькова и др. В лирике Талькова постижение современности влечет за собой переоценку исторического опыта и предшествующих столетий. Так, в стихотворении "Господа-демократы" 1989 последствия насильственного революционного передела осмысляются в системе исторических параллелей. Речь в заостренной публицистической форме идет и о Французской революции "Париж по сей день отмывает позор"стихи талькова о любви о революционно-демократической интеллигенции ХIХ в. При этом здесь образуется сложный сплав антиутопических и утопических тенденций поэтической мысли. Развенчание советских идеологем оказывается неотделимым от конструирования новой утопии о Великой Руси, праведном народе, невинно пострадавшем стихи талькова о любви темных сил, — утопии, произрастающей из внутренней потребности превозмочь ощущение вакуума, оторванности от корней исторических перспектив: Стихи талькова о любви ответят и те, что пришли вслед за вами Вышибать из народа и радость и грусть, И свободных славян обратили рабами, Стихи талькова о любви в тюрьму превратили Великую Русь! Примечателен стиль стихотворения, характерный в целом для поэзии Талькова: в обращении к "персонажам" обличительно-патетические интонации парадоксально уживаются со сниженно-разговорной лексикой, что создает эффект повышенно эмоциональной речи, способствует оттачиванию афористичной авторской мысли: Господа-демократы минувшего века, И чего вы бесились, престолу грозя, Ведь природа — не дура, и Бог — не калека, Ну а вы его в шею — ну так же нельзя! В ярком памфлете "Господин президент" стихи талькова о любвисвязанном с политическими реалиями августа 1991 г. Сатирические мотивы социальных песен Талькова нередко сопряжены с гротескной образностью, стихи талькова о любви их трагедийное звучание. Как в стихах, так и в дневниковых записях, поэт не раз выдвигал онтологическую, религиозную трактовку судьбы России, ставшей, по его убеждению, в ХХ веке ареной дьявольской игры сил вселенского зла. В целом ряде песен "Товарищ Ленин, а как у вас дела в аду? На взаимопроникновении реального и фантастического построено стихотворение "Бал Сатаны" 1990где обозначенный в заглавии центральный образ становится метафорой советских десятилетий. В этом образе просматривается косвенная соотнесенность с контекстом известного булгаковского романа, тем более что в одной из дневниковых записей поэта содержатся весьма заинтересованные суждения о "Мастере и Маргарите", о тех "неземных силах", о том стихи талькова о любви измерении" бытия, которые стали здесь предметом художественного исследования. Раздумья о потаенном, "ином измерении" истории приводят поэта к художественной интуиции о неминуемом возмездии, ожидающем страну за вольный или невольный союз с силами зла. Художественные пути воплощения образа Родины в песенной поэзии Талькова весьма разноплановы. Если в таких стихах, как "Маленький город" 1986"Ленинград" 1982он раскрывается в лирико-романтических тонах, то центральной в стихотворениях "Родина моя" 1989стихи талькова о любви 1991 оказывается эсхатологическая перспектива русской жизни, разрываемой своими неизбывными противоречиями. В первом одушевленный образ страждущей родной земли созвучен, с одной стороны, с фольклорными мотивами "нищая сума"с другой же — с контекстом блоковской лирики: Родина моя — Нищая сума. Родина моя, Ты сошла с ума… Образ России выступает в "Родине моей" в единстве конкретного и обобщенно-символического. С символическим планом сопряжены здесь инфернальные мотивы "Над куполами Люциферова звезда взошла"насыщенный бытийным смыслом образ природного мира: дожди, "омывающие крест" Отечества, ассоциируются со "слезами … великих сынов с небес", благодаря чему судьба страны в ее крайних проявлениях "запиваешь" — "молишься" видится одновременно и в земном измерении, и стихи талькова о любви соотнесенности с небесным, Высшим Промыслом. Близким по содержанию и стилистике является и стихотворение "Родина". В нем также Россия предстает в скорбном обличии нищей матери, насильственно "обряженной в наряд Арлекино". Здесь ярче, по сравнению с предыдущим стихотворением, проступает стихи талькова о любви облик самого лирического героя. Лирическое "я" видит себя, подобно России-"нищей суме", странником, "изгоем" на родной земле, которая охвачена пожаром, пожирающим ее поэтов ср. Полыхает пожаром земля, И поэты сгорают, А тебя окружает зима. Родина моя… В пронзительных стихах-песнях Талькова о России вызревает масштабное художественное сопряжение прошлого и современности. Думаю себе…" 1989 лирический герой предстает в качестве неутомимого правдоискателя, одинокого в своем поиске истины в национальной судьбе последнего времени и осознающего, подобно герою "Моей цыганской" Высоцкого, что "что-то тут не так". Трагифарсовые повороты исторического пути — от Сталина до "перестроечных" времен — рисуются здесь в резко сатирическом свете, с гротесковыми портретами советских вождей. За официальной лживой видимостью взгляд поэта-певца обнажает неприглядную сущность, а обилие сниженно-разговорной лексики стихи талькова о любви его прямое обращение к слушательской аудитории, пребывающей под дурманом "перестроечных" превращений, "метаморфоз", как в одноименном стихотворении 1991 г. Тальков-художник стал, как представляется, ярким выразителем умонастроения своего "смутного времени", с его брожениями, мучительными поисками утерянной национальной идеи и одновременно соблазном в одночасье предложить ее стихи талькова о любви, в значительной мере подавленному десятилетиями лживой пропаганды. Пророчески предощущая роковую краткость собственного земного пути, поэт стремился вместить в свои песни то бытийное содержание, ту стихи талькова о любви "программу", которые по-настоящему могли быть восприняты лишь спустя десятилетия. Давно пора, пора, пора Донское знамя поднимать. Особенно яркой в свете лиро-эпического осмысления исторических судеб России стала баллада "Бывший подъесаул" 1990наполненная глубокими художественными рефлексиями о трагедии национального раскола в ХХ столетии. Основная часть произведения выстраивается как эпически неторопливое, вдумчивое повествование-предание о судьбе и гибели бывшего подъесаула, ставшего в пору гражданской усобицы, разрыва вековых семейных связей "проклятье отца и молчание брата" красным командармом. Как и в фольклоре, активной действующей силой выступает здесь природный мир, созданный Богом и хранящий в своих глубинах непорушенное единство с Творцом; фольклорный колорит проявляется и стихи талькова о любви дважды звучащем во время исполнения хоровом припеве из известной казачьей песни "Любо, братцы…". Река, волна, ветер, шумящая листва наделены в песне даром речи, будучи свыше призванными удержать казака от отступничества: Ветер сильно подул, вздыбил водную гладь. Зашумела листва, встрепенулась природа, И услышал казак: "Ты идешь воевать За народную власть со своим же народом! Напряженный драматизм балладного действия сопряжен с раскрытием противоречий во внутреннем мире командарма, читающего по старой памяти молитву и одновременно сознательно преступающего Божье Слово, стихи талькова о любви природой: "Божий наказ у реки не послушал". В шестой строфе "объективное" повествование прерывается авторским лирическим голосом — в исполнении этот фрагмент выделен особо: текст здесь не поется, а медленно, в тишине проговаривается каждое слово. Для командарма предел осознания своего греха оказывается роковым: утратив, подобно многим своим соотечественникам, опыт покаяния, он обрекает себя на гибельное отчаяние: Вспомнил и командарм о проклятье отца И как Божий наказ у реки не послушал, Когда щелкнул затвор… и девять граммов стихи талькова о любви Отпустили на суд его грешную душу. Примечательно, что композиционное единство стихи талькова о любви достигается благодаря символическому лейтмотиву памяти природы, противопоставленной духовному беспамятству нации, забывшей о Боге на "плацдармах" гражданской войны и революции. Тихий Дон, воплощающий мудрую преемственность, непрерывность бытия, хранит память и о "грешной душе" героя, и о его роковом самоотречении: А затон все хранит в глубине ордена, И вросли в берега золотые погоны На года, на века, на все времена Непорушенной стихи талькова о любви Тихого Дона. Жанр баллады актуализируется у Талькова и в связи с художественным осмыслением реалий современной российской действительности. В "Балладе об афганце" 1991 внутренняя "драматургия" рождается в нелегком, выписанном с бытовыми подробностями диалоге поэта с "молодым ветераном" Афганистана, приоткрывающем "смертельно израненную душу" последнего, глубинный, едва ли преодолимый комплекс обиды на окружающую действительность. Результатом значимой "встречи" песен поэта и горькой исповеди его собеседника становится проникновенное вчувствование барда в смысл рассказанного, обогащение его личностного опыта: Я попел ему песни, а он мне без всякого лака Рассказал лучше стихи талькова о любви и кино и про жизнь и про смерть. Так впервые почувствовал я, что такое атака И что значит столкнуться со смертью и не умереть. Оба названных произведения отражают сознание простого человека, ощущающего собственную невостребованность в условиях царящей в обществе демагогии. В первом монтер Петрович с искрометной иронией разоблачает абсурдность всякого рода собраний "по вопросам "Перестройки"" "Я на ваши семинары болт с резьбою положил". В стихах-песнях Талькова используются разнообразные средства сатирического стихи талькова о любви современности, доходящего порой до прямой инвективы "Кремлевская стена", "Совки", "Глобус", "Полу-гласность" и др. Неординарным образцом "ролевой" лирики Талькова является стихотворение "Кремлевская стена" 1988. Боль лирического героя за судьбу Отечества, его предельное внутреннее напряжение заставляют искать преодоления границ собственного "я", прорыва в надличностное измерение. В горьком самозабвении стихи талькова о любви представляет себя "кремлевской стеною", последним оплотом родной земли: Сколько б горя страна не увидела Ни в войну, ни перед войною Из-за крупных и мелких вредителей, Если б я был кремлевской стеною: Я ронял бы, ронял бы кирпичики На вредителей плоские лбы… Таким образом, содержательным стержнем "социальных" песен Талькова выступило глубокое постижение истории и современности России, духовных основ ее бытия, рефлексия об обретении национальной идеи. Острая публицистичность соединилась здесь с многослойной художественной образностью, лирические медитации — с "сюжетными" стихотворениями-балладами, драматическими "сценами", притчами, пророчествами, с стихи талькова о любви повышенной экспрессией в утверждении высших ценностей в поврежденном стихи талькова о любви А за окнами светится храм, А во храме есть Бог. Ну а если Он есть — То землей не стихи талькова о любви сатане! Тальковские стихотворения о любви отличает тонкий психологизм в изображении интимных переживаний, их антиномичных проявлений. В стихотворении "Почему мы стали чужими? И луны такой же взгляд. Только мы вот с тобой, Мы вот с тобой — другие. Лирический герой Талькова погружен в воспоминания о пережитой любви, наполняющие его душу и болью за несвершившееся счастье, и вместе с тем радостью и благодарностью судьбе за те чувства, которые довелось испытать. В стихотворениях "Давно в душе моей утихли бури" 1981"Прощение" 1985 герой стремится к философски-умудренному восприятию поворотов судьбы, и это в определенной степени сближает стихи талькова о любви со зрелой любовной лирикой Пушкина — в частности, со стихотворением "Я вас любил" 1829 : И пусть с любовью тоже нам не повезло, И пусть не склеить нам разбитое стекло, - Я зла не помню и обиды не держу И той мгновенною любовью дорожу. А время, лакмусом в бумаге растворясь С перечислением ошибок и обид, Вновь воскресит непогрешимо чистых нас Друг перед другом и за все простит. Чувство благодарения жизни и любимой женщине, онтологический ракурс осмысления любви оказываются ключевыми в обращенном к жене лирическом послании "В вечность", а стихотворение "Ценою самоотреченья…" стихи талькова о любви позволяет представить любовную поэзию Талькова как лирику духовно-нравственного стоицизма, родственную по типу авторской эмоциональности гражданским песням о России: Ценою самоотреченья И сердца — стертого до дна — Души святое очищенье Дается нам. Ценою мук непроходящих, Глухой тоски, ночей без сна — Любви мгновенья настоящей Даются нам. Тревожное мироощущение лирического "я" отчетливо проявилось в поэтических раздумьях о "заветной черте" в эмоциональной близости людей "между нами сотни лет"психологических истоках взаимного отчуждения. Лирический герой стихи талькова о любви стихотворений, как "Ты с жизнью на "ты"" 1980"Разговоры ни о чем" 1981жаждет обрести в любви целостность телесной и душевно-духовной составляющих личностного бытия. В "шальном головокружении" любовной страсти, "разговорах ни о чем" он силится сохранить внутреннее трезвение, превозмочь недолжную рассеянность чувств и душевную пустоту. Эти произведения построены как стихи талькова о любви исповедь героя перед возлюбленной, обогащенная процессом глубокого самоосмысления, непрекращающейся работы над собой: Разговоры ни о чем… Только здесь я ни при чем, Я давно ушел в глубокое молчанье, За собой захлопнул дверь, И никто меня теперь, Никто Не обременит больным воспоминаньем. Во многих стихотворениях Талькова о любви обнаруживается тяготение к явному или скрытому циклообразованию. Примечательна с этой точки зрения своеобразная лирическая "мининовелла" о любви, созданная осенью 1981 г. Четыре стихотворных фрагмента "Тот самый день", "Дождь и ты", "Мне немного жаль", "Память непрошенным гостем входит в мой дом…" перемежаются здесь прозаическими авторскими комментариями, на время замедляющими ход рассказа углублением в неповторимые мгновения любовных переживаний: "Память все чаще и чаще возвращает меня в один весенний вечер. Тогда стихи талькова о любви разделял только город. Намокший под дождем и притихший…". Подобное соединение стиха и прозы в единое образно-ритмическое целое усиливает непосредственность изображаемого, актуализируя диалогическую обращенность текста к вдумчивому слушателю-собеседнику. Стихи талькова о любви же циклизация сопряжена в любовной лирике Талькова со сквозным для многих стихотворений образом дома. Домашнее пространство в таких произведениях, как "Наш дом", "Когда засыпает город…", "Праздник", "Память", "Летний дождь" и др. Сами встречи героя с Памятью "Память" о живущей в глубинах души любви становятся кульминационными моментами в его самопознании. Дом может становиться здесь и чутким "индикатором" личностных отношений любящих "У твоего окна", "Знали" и др. Важно при этом, что душевные муки лирического "я" спроецированы на драматичную участь дома, обратившегося в "замок из песка": "Вздрогнул, как от выстрела, мой дом", "ведь простить меня мой дом уже не сможет". Обобщение смысловых граней образа дома осуществляется у Талькова в песне-притче "Три дома" 1985. Таким образом, в поэзии Талькова осмысление любовного чувства связано и с тонким психологическим анализом его коллизий, и с онтологической перспективой — раздумьями о вечности, судьбе, нравственных основаниях бытия. Я пишу и пою песни о том, что меня волнует. Свобода творчества — мой принцип". В освоении этой темы публицистичность, сатирическая заостренность и даже политическая злободневность мысли соединились у Талькова с проникновенным лиризмом, масштабными лирико-философскими стихи талькова о любви. Во многих стихотворениях деятельность поэта-певца неотделима от постоянного противодействия разного рода внешним силам. В известной песне "Сцена" тернистый путь поэта к сцене сопряжен с острейшей социальной борьбой, противостоянием силам зла и преисподней "А дорогу к тебе преграждала нечистая сила"которое порождало внутреннюю дисгармонию в душе творца стихи талькова о любви душе затаилась на долгие годы тоска"преодолеваемую лишь духовным упованием на Высшую силу: "Да поможет нам Сила Господня! Образ "антиидеала" в творчестве вырисовывается в таких сатирических стихотворениях, как "Этот путь" 1988"Конкурс" 1982"Правда" 1985впитавших в себя традиции русской гражданской поэзии. В "Этом пути" в качестве такого антиидеала явлен "успокоенный талант" поэта-певца, "приструнившего свою струну" в угоду сиюминутной конъюнктуре. А в стихотворной инвективе "Конкурс" в горьких раздумьях поэта о торжестве "парада бездарностей" на конкурсе эстрадной песни возникают неслучайные реминисценции из известного монолога грибоедовского героя: А судьи кто! Как некогда сказал один поэт: "Сужденья черпают из забытых газет", И всем им по сто с лишним лет…". Сам поэт несет в своем личностном облике черты борца-правдоискателя, осознающего собственную обреченность на гибель, но идущего, подобно "камикадзе", на решительную борьбу с Системой, "не боясь совсем порвать остатки связок, душу выворачивая…". Рефлексия о собственном жизненном и творческом пути порой приобретает в песенной стихи талькова о любви Талькова характер обобщения судьбы поколения, сформировавшегося в атмосфере общественной лжи и лицемерия. В исповедальном, проникнутом самоиронией, стихотворении "Примерный мальчик" в истории взросления и внутреннего становления лирического "я" преломилась участь значительной части его современников, сознание которых, деформированное в условиях советской педагогики, оказалось сбитым, лишенным бытийных ориентиров. А потому и духовный поиск героя, его стремление к личностной свободе, самоидентификации, формы социального протеста имели, как показано в стихотворении, весьма противоречивое выражение: Читая книги не такие Тайком от всех по вечерам, На дискотеках лихо прыгая И посещая Божий храм. В раздумьях о подлинной творческой свободе как о непременном условии бытия художника у Талькова различимы отголоски известного пушкинского сонета "Поэту" 1830 г. Образ поэта, "крамольного" в отношении к официальной идеологии и усредненных стандартов творческого поведения, раскрывается и в таких стихотворениях, как "Друзья-товарищи" 1988"Спасательный круг" 1989"Призвание" 1986. В стихотворной притче "Бубен-тамбурин" 1984 в иносказательной форме — через антитезу кричащей музыки бубна и "самозабвенного", тихого "звучанья чудных арф" — выявляется драма одиночества лирического "я", чуждости его эстетического вкуса нормам массовой культуры, неглубоким запросам "забубенной публики". Особую значимость в русле рассматриваемой темы приобретали для Талькова размышления о трагических судьбах "властителей чувств и дум" современности — Цоя, безвременная гибель которых была насыщена для него глубинным мистическим смыслом. Они уходят, не допев куплета, Когда в их честь оркестр играет стихи талькова о любви Актеры, музыканты стихи талькова о любви поэты — Целители уставших наших душ. Осмысление горького удела поэта в России в стихотворении "Природа объявила нам войну" перерастает в апокалипсическую картину национального бытия, оказавшегося у "последней черты" в своей оторванности от органических, природных основ жизни. В обобщающе-символическом ракурсе, в исповедальном слове лирического "мы" прорисовывается собирательный образ народа, мучительно возвращающего себе духовную историческую память: И вот мы спохватились, каясь и моля, Когда над нами грянул гром и вздрогнула земля, И вспомнили про Бога и Иисуса во Христе, И вспомнили поэтов, что распяли на кресте. Вселенское обобщение собственной, осмысляемой с духовной точки зрения судьбы и пути Родины достигается в одной из ключевых итоговых для Талькова философской балладе, песне-пророчестве "Я вернусь" 1990. Архетипический для русской культуры образ воскресения поэта "пусть даже через сто веков" и его возвращения в обновленную страну сопряжен здесь с глобальным обобщением истории России ХХ века — поры революций, войн явных и скрытых, характеризующих общий климат общественной жизнинищеты и "дождей из слез". Напряженно рефлексируя о стихи талькова о любви связи своего посмертного возвращения и "первого дня рождения страны, вернувшейся с войны", поэт раскрывает двуединство острого социального звучания собственного творчества и его задушевно-лирической струи: Я пророчить не берусь, Но точно знаю, что вернусь, Пусть даже через сто веков, В страну не дураков, а гениев, И, поверженный в бою, Я воскресну и спою На первом дне рождения страны, вернувшейся с войны. А когда затихают бои, На привале, а не в строю Я о мире и стихи талькова о любви любви Сочиняю и пою… Итак, при выявленном разнообразии мотивов песенная поэзия Талькова, ставшая заметным явлением и в эволюционировавшей авторской песне, и в целостном контексте отечественной поэтической культуры, вырисовывается как художественное единство. На сцене, в творческом уединении, в любви, в нелегкой социальной борьбе, постижении судьбы России — лирический герой Талькова раскрывается во внутренней цельности, основанной на религиозной сущности миропонимания, в напряженной саморефлексии, этике духовного стоицизма. Его глубинное "я" выражается как в проникновенной исповеди о своей душевной жизни, так и в подчас нелицеприятном диалоге с современниками о кризисных чертах национального сознания, тяжелых страницах прошлого и смутного настоящего, в балладном звучании притч, пророчеств о будущем России. В нередко надрывном голосе поэта-певца резонировал, как и в песнях Высоцкого, голос поколения, сформировавшегося в условиях брежневского "застоя" и драматично осознавшего себя на перепутье во второй половине 1980-х гг. Талькова явилась ярким художественным выражением эпохи болезненного крушения Системы, обнажившего зияющие пустоты в национальной картине мира. Она в полноте выразила стремление общества обрести утерянные духовные, религиозные ориентиры бытия, соединив в себе публицистическое, стихи талькова о любви начало с сильнейшим эмоциональным зарядом, богатой гаммой душевных переживаний. Страница 1 - 4 из 4 Начало Пред.


Другие статьи на тему:



 
Copyright © 2006-2016
tsl-lift.ru