Перейти на главную страницу
Поиск по сайту

Транспортного устава железных дорог рф

Перевозка Комментарий к ст. Общие положения о перевозке 1. Перевозка - вид предпринимательской деятельности, опосредующей перемещение в пространстве материальных объектов грузов, багажа и людей-пассажиров. Однако процесс перемещения груза не исчерпывается отношениями, возникающими из договора перевозки. Обязанности перевозчика по подаче подвижного состава, а отправителя по предоставлению под погрузку груза также относятся к перевозке. Перевозочными являются транспортного устава железных дорог рф, возникающие из договоров об организации перевозки, заявок, заказов, иных действий, совершаемых участниками перевозочного процесса до заключения договора перевозки груза либо после его исполнения. В ГК закреплены, как правило, унифицированные общие нормы, относящиеся к железнодорожному, морскому, воздушному, автомобильному, внутреннему водному транспорту. Более детально общие условия перевозки грузов, пассажиров и багажа этими видами транспорта определяются транспортным законодательством, состоящим из транспортных уставов и кодексов, иных законов, а также издаваемых в соответствии с ними правил. В настоящее время в Российской Федерации действуютКТМот 10. Отношения в сфере перевозок могут регулироваться также другими законами. Транспортные уставы и кодексы являются федеральными законами. По отдельным вопросам транспортной деятельности законы принимаются субъектами РФ, например о плате за проезд на государственном или муниципальном пассажирском транспорте. Отношения по перевозке грузов, багажа и пассажиров регулируются также правилами, издаваемыми в соответствии с транспортными уставами и кодексами, другими законами. В ГК не названы органы, утверждающие эти правила. Такой порядок еще не установлен. Правила перевозок грузов на железнодорожном транспорте, правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа утверждаются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и регистрируются в Минюсте России. Правила в области железнодорожного транспорта разрабатываются федеральным органом исполнительной власти с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, заинтересованных организаций. В настоящее время МПС России издан ряд новых Правил перевозок грузов, а также пассажиров, багажа, грузобагажа на железнодорожном транспорте. Перевозки грузов и пассажиров осуществляются как во внутреннем, так и в международном сообщении. Условия перевозок в международном сообщении установлены не только внутренними нормативными актами, но и соответствующими международными договорами и соглашениями СССР и РФ, например: о договоре международной перевозки грузов по дорогам КДПГдля унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок Варшавская конвенция 1929 г. На железнодорожном транспорте действуют многостороннее Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении с изменениями и дополнениями на 1 января 2000 г. Внутреннее законодательство применяется к перевозкам, регулируемым международными конвенциями и соглашениями, если данными актами не установлено иное. Международно-правовыми являются также многосторонние и двусторонние соглашения в области транспорта, заключаемые государствами-участниками СНГ, например Соглашение от 21 марта 1995 г. Договор перевозки груза 1. Под договором перевозки ГК понимает реальный договор перевозки, т. Договор перевозки груза возмездный и двусторонний. Его сторонами являются перевозчик и отправитель. Перевозчиком могут быть соответствующие транспортные организации в форме государственного унитарного предприятия или хозяйственного общества иной коммерческой организацииа также гражданин-предприниматель, обладающие лицензией на осуществление перевозочной деятельности. Отправитель груза - лицо, вручающее от своего имени транспортного устава железных дорог рф перевозчику. Основная обязанность перевозчика - доставить в целости и сохранности врученный отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу. Основное право перевозчика - получить причитающиеся ему провозные платежи, размер которых может быть определен соглашением сторон либо установленными для соответствующего вида транспорта тарифами ГК. Порядок оплаты провозных платежей определяется действующими на соответствующем виде транспорта правилами, а если таковые отсутствуют, то соглашением сторон. Основная обязанность отправителя - оплатить установленную за перевозку плату, а основное право - требовать доставки груза в целости и сохранности в пункт назначения и выдачи его управомоченному на получение груза лицу. Грузополучатель участвует в перевозке, обладая самостоятельными правами и транспортного устава железных дорог рф в отношениях с перевозчиком. В юридической литературе его часто именуют третьим лицом, в пользу которого заключен договор перевозки. Такая квалификация является спорной. Между транспортного устава железных дорог рф и грузополучателем с момента направления груза в его адрес складываются на транспортного устава железных дорог рф норм транспортного законодательства самостоятельные отношения, в частности по переадресовке грузополучателем груза при перевозке железнодорожным транспортом транспортного устава железных дорог рф, по учинению передаточной надписи на коносаменте, если коносамент выдан по приказу получателя, отношения, связанные с проверкой веса груза и количества мест, заявлением и рассмотрением претензий к перевозчику. На морском транспорте транспортный документ именуется, как правило, коносаментом. Транспортные законы не исключают возможность выдачи иных документов, свидетельствующих о заключении договора перевозки, в частности документы, составленные с применением электронных носителей информации. Транспортная накладная и другой соответствующий ей по назначению документ подтверждают заключение договора перевозки, т. В комментируемой статье не названы лица, составляющие и выдающие транспортный документ. Порядок составления и выдачи накладной и других транспортных документов транспортного устава железных дорог рф транспортными уставами и кодексами. Так, в соответствии с правилами, действующими на морском транспорте, коносамент составляется и выдается перевозчиком; железнодорожная накладная составляется грузоотправителем и вручается им перевозчику вместе с грузом. Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272 Об утверждении перевозок грузов автомобильным транспортом. Договор перевозки пассажира 1. Договор перевозки пассажира в отличие от договора перевозки груза заключается до того, как пассажир вверяет себя перевозчику. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, приобретаемым, как правило, ранее указанной в нем даты и времени отправления транспортного средства. С момента заключения договора перевозчик принимает на себя обязанность доставить пассажира из пункта отправления в пункт назначения, обозначенный в билете. Основная обязанность пассажира состоит в уплате установленной платы за проезд см. Договор перевозки пассажира является двусторонним и возмездным. Обладание рядом категорий пассажиров правом на бесплатный проезд на соответствующих видах транспорта не лишает данный договор возмездного характера. Стоимость проезда таких пассажиров компенсируется транспорту в порядке, предусмотренном п. На отдельных видах транспорта выдаваемый пассажиру в удостоверение договора перевозки билет является именным например, воздушный, железнодорожный транспорт и не подлежит передаче другим лицам. Реализуется это право путем передачи вручения пассажиром перевозчику багажа и заключения тем самым хотя и сопутствующего договору перевозки пассажира, но самостоятельного соглашения о доставке в пункт назначения багажа. Специфика данного соглашения состоит в его обусловленности договором перевозки пассажира. Удостоверяется сдача багажа багажной квитанцией. Форма багажной квитанции, так же как и билет, утверждается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. В транспортного устава железных дорог рф время такой порядок установлен действующими на отдельных видах транспорта правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа. В правилах предусмотрен перечень запрещенных к транспортного устава железных дорог рф вещей, порядок определения веса багажа, нормы багажа, доставляемого по одному билету, размер платы за доставку багажа и другие условия, определяющие взаимоотношения перевозчика и пассажира по доставке багажа. Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных бытовых нужд на железнодорожном транспорте утверждает Правительство РФ. Багаж подлежит выдаче управомоченному на его получение лицу. Как правило, таким лицом является сам пассажир. Но получателем багажа может быть в соответствии с правилами, транспортного устава железных дорог рф на отдельных видах транспорта, иное лицо. Багаж выдается предъявителю багажной квитанции и проездных документов. В порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом, пассажир вправе: перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях; провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм. Возраст детей, которые могут быть перевезены вместе с пассажиром бесплатно или на иных льготных условиях, устанавливается транспортными уставами и кодексами. На железнодорожном, морском транспорте пассажир имеет право перевезти бесплатно без предоставления отдельного места одного ребенка до 5 лет. В соответствии с пассажир вправе бесплатно перевезти одного ребенка в возрасте не старше 2 лет без предоставления ему отдельного места, других детей до 2 лет, а также детей от 2 до 12 лет в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест п. На железнодорожном транспорте возраст детей, оплата перевозки которых осуществляется на льготных условиях, варьируется от 5 до 10 лет ст. Под ручной кладью понимаются личные вещи пассажира, которые по своим размерам и весу без затруднения могут быть размещены на специально отведенных для них местах в вагоне поезда, салоне самолета, на морском судне, других транспортных средствах. Договор перевозки ручной клади отдельно от договора перевозки пассажира не заключается. Ручная кладь провозится бесплатно. Однако она должна отвечать требованиям, предъявляемым к ручной клади правилами, действующими на отдельных видах транспорта. Хотя в конце комментируемой статьи поставлена точка, перечень транспортного устава железных дорог рф пассажиров все же нельзя считать исчерпывающим. Действующие уставы и кодексы предоставляют пассажирам больше прав, в частности право на остановку в пути изменение маршрута без изменения пункта назначения, право на возврат проездных билетов. В предусмотрено право пассажира занять в пути следования свободное место в вагоне более высокой категории в порядке, установленном правилами ст. Договор фрахтования помещен в ГК в главе о перевозках и, следовательно, должен рассматриваться в качестве соглашения, заключаемого для перемещения грузов, пассажиров и багажа. Как разновидность договора морской перевозки чартер договор фрахтования судна, его части или отдельных помещений предусмотрен в КТМ. Нормы о чартере имеются и в. По договор фрахтования заключается для перевозки пассажиров. Договор фрахтования транспортного средства для перевозки груза заключается ранее его вручения перевозчику. Время заключения договора фрахтования для перевозки пассажиров может не совпадать со временем заключения договора перевозки пассажира его багажа. Если по договору перевозки перевозчик обязуется перевезти в пункт назначения груз или пассажира и его багаж, не обусловливая свою обязанность предоставлением определенного транспортного средства, то смысл договора фрахтования состоит, прежде всего, в предоставлении за плату всей или части вместимости одного или нескольких транспортных средств для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Вручение груза перевозчику, предоставление соответствующего места на зафрахтованном судне пассажиру удостоверяются соответствующими транспортными документами. Таким образом, согласно данной норме ГК договор фрахтования чартер является самостоятельным наряду с договорами перевозки грузов, пассажиров и багажа ст. КТМ отнес чартер к договору перевозки. Сторонами в договоре фрахтования являются фрахтовщик и фрахтователь. В качестве фрахтовщика выступает владелец транспортного средства его собственник или лицо, которому транспортное средство принадлежит на ином правовом основании. Фрахтователь - юридическое или физическое лицо, заинтересованное в перевозке больших партий груза или групп пассажиров по маршруту, предусмотренному договором фрахтования, который, как правило, не совпадает с установленными линиями направлениями перевозки. Фрахтователь может быть отправителем или получателем груза, но может им и не быть, например когда морское судно фрахтуется в соответствии с договором купли-продажи товара его продавцом, а отправление груза в адрес получателя осуществляет изготовитель товара. В этом случае фрахтователь и отправитель не совпадут в одном лице. Договор фрахтования чартер является двусторонним и возмездным. Его содержание состоит в праве фрахтователя зарезервировать все обусловленное договором судно, другое транспортное средство часть его вместимости для перевозки за плату в течение одного или нескольких рейсов предусмотренных транспортного устава железных дорог рф договором грузов, пассажиров и багажа, а фрахтовщика- получить за предоставленное транспортное средство часть его вместимости установленную соглашением сторон плату именуемую в морском праве фрахтом. В Советском Союзе морской чартер широко применялся в международном зарубежном сообщении для перевозки экспортных импортных грузов. На воздушном транспорте чартер использовался и на внутренних линиях. С переходом России к рыночным отношениям морские и речные суда фрахтуются для перевозок грузов, пассажиров, багажа также во внутреннем сообщении. Что касается других видов транспорта, то трудно себе представить использование чартера в отношениях с железнодорожным перевозчиком. Здесь более вероятно применение норм об аренде транспортных средств. ГК относит установление порядка заключения договора фрахтования, а также формы указанного договора к ведению транспортных уставов и кодексов. В соответствии со ст. Соглашением сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки. Чартер подписывается перевозчиком и фрахтователем или их представителями. В связи с широким применением чартера в мировой практике торгового мореплавания для облегчения его заключения и согласования условий фрахтования судна его части или определенных судовых помещений разработаны проформы примерные договоры рейсовых чартеров. Такие проформы чартеров часто разрабатываются объединениями судовладельцев и согласовываются с объединениями грузовладельцев, страховщиков, брокеров и др. Проформа чартера обычно имеет кодовое наименование. Так, в СССР были разработаны проформы чартеров под кодовым наименованием Совкол договор фрахтования судов для перевозки угляСовьетвуд для перевозки леса и др. Широко известна и применяется в практике торгового мореплавания разработанная в Англии транспортного устава железных дорог рф чартера под кодовым наименованием Дженкон. В соответствии с действующими, транспортного устава железных дорог рф, на воздушном транспортного устава железных дорог рф правилами в договоре чартера должны быть предусмотрены наименование сторон, тип воздушного судна, цель фрахтования, максимальное количество перевозимых пассажиров, багажа, грузов и почты, размер платы за фрахтование, место и время отправления, место назначения воздушного судна, а также иные условия, согласованные сторонами. Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272 Об утверждении перевозок грузов автомобильным транспортом. Прямое смешанное сообщение 1. Для сообщения, именуемого прямым смешанным, характерно: а участие в перевозке грузов, пассажиров и багажа разных не менее двух видов транспорта; б осуществление перевозки по единому транспортному документу на весь путь следования груза, пассажира, багажа из пункта отправления в пункт назначения. В соответствии с ГК регулировать такие перевозки должен закон о прямых смешанных комбинированных перевозках. Такого закона пока нет. Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении регулируются нормами транспортных уставов: ст. В КТМ и нормы о прямом смешанном сообщении отсутствуют. Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении разрабатываются и утверждаются транспортного устава железных дорог рф ст. Пока новые правила не утверждены, действуют правила, утвержденные транспортными министерствами и ведомствами СССР и РСФСР, в той мере, в какой они не противоречат законодательству РФ. Такими правилами, в частности, являются Правила перевозок грузов в прямом железнодорожно-водном сообщении, утвержденные Минморфлотом СССР, МПС СССР, Транспортного устава железных дорог рф РСФСР. Договор прямой смешанной перевозки заключает транспортная организация, начинающая перевозку. Транспортные организации иных видов транспорта участвуют в прямом смешанном сообщении в качестве соперевозчиков. Транспортного устава железных дорог рф отношениях с грузоотправителями и грузополучателями участники прямой смешанной перевозки выступают как единый перевозчик. Имущественная ответственность за утрату, недостачу, повреждение груза до передачи их в пунктах перевалки лежит на сдающей стороне, а после перевалки - на стороне, которой переданы грузы. Взаимоотношения между транспортными организациями и порядок организации перевозок в прямом смешанном сообщении при перевозке грузов, пассажиров, багажа определяются в соответствии с п. В этом законе следует предусмотреть право заключать договор перевозки в прямом смешанном сообщении как транспортным организациям, так иным организациям иным лицамобладающим лицензией на осуществление подобного вида перевозочной деятельности. Таким лицом может быть, например, транспортный экспедитор. В Конвенции ООН о смешанных комбинированных перевозках грузов 1980 г. Россия не ратифицировала данную Конвенцию ООН. Однако полезные положения Конвенции можно воспроизвести в законе о прямых смешанных комбинированных перевозках. Пока нет закона о прямых смешанных комбинированных перевозках грузов, соглашения о прямом смешанном сообщении должны заключаться организациями разных видов транспорта в соответствии с правилами о заключении договоров, установленными ГК гл. Перевозка транспортом общего пользования 1. Для транспорта общего пользования характерно: а осуществление перевозки коммерческой организацией, т. Договор, заключаемый организацией, отнесенной к транспорту общего пользования, является публичным договором ст. Такая организация не вправе отказать в перевозке обратившемуся к ней гражданину или юридическому лицу при наличии возможности осуществить перевозку, а также оказывать предпочтение одному лицу перед другим, кроме случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами. Если перевозчик уклоняется от заключения договора перевозки, то другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и взыскать причиненные отказом убытки. Транспорт общего пользования обязан осуществлять перевозку грузов, пассажиров, багажа за одинаковую плату, за исключением случаев, когда законом иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий пассажиров, грузоотправителей фрахтователейполучателей п. Не установлен еще и порядок публикации. Однако признание транспортной организации в качестве транспорта общего пользования зависит не от наличия или отсутствия такого перечня, а от характера деятельности организации. К транспорту общего пользования относится железнодорожный транспорт, который открыт для общего пользования в соответствие с Федеральным законом "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации". Организации иных видов транспорта относятся к транспорту общего пользования, если их цель в соответствии с выданной лицензией состоит в осуществлении за плату перевозок грузов, пассажиров, багажа. Минтранс России, осуществляющий в соответствии с Положением о нем постановление Правительства РФ от 30. Провозная плата - это вознаграждение, за которое перевозчик реализует свою продукцию перемещение грузов, пассажиров, багажа. Провозная плата именуется тарифом на морском транспорте применяется также термин "фрахт". Определение размера провозной платы ГК поставил в зависимость от воли сторон при заключении договоров перевозки или иных предусмотренных гл. Иной порядок определения размера провозной платы установлен непосредственно п. Провозная плата в этом случае определяется на транспортного устава железных дорог рф тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. В соответствии с Законом о естественных монополиях железнодорожные перевозки отнесены к сфере, регулируемой данным Законом. Поэтому ценовое регулирование здесь осуществляется посредством определения установления цен тарифов или их предельного уровня в установленном законом порядке. Закон о естественных монополиях содержит также правило, запрещающее сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии, определяемого в соответствии с абз. Провозная плата тариф включает не только затраты, связанные непосредственно с перемещением грузов, пассажиров, багажа, но и ряд тесно связанных с перемещением работ, услуг, оказываемых транспортными организациями грузовладельцу, например хранение груза, прибывшего на железнодорожную станцию назначения, в течение 24 часов. Такие работы и услуги по смыслу данной статьи должны оплачиваться по соглашению сторон. В соответствии с правилами, действующими на отдельных видах транспорта, грузовладелец, как правило, обязан оплатить перевозчику провозные платежи и другие платежи по перевозке до выдачи груза получателю. В обеспечение этого права перевозчику предоставлена возможность удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж, т. Имеется в виду право удержания вещи ст. Право удержания морским перевозчиком груза в обеспечение уплаты провозных и других платежей предусмотрено также КТМ ст. Расходы подлежат возмещению за счет средств соответствующего бюджета. Подача транспортных средств, погрузка и выгрузка груза 1. Основанием возникновения обязательства по подаче транспортных средств под погрузку ГК называет заявку заказдоговор перевозки или договор об организации перевозки. Тем самым договору перевозки, заключаемому путем вручения груза, предшествует самостоятельное обязательство по подаче транспортных средств их использованию. Невыполнение перевозчиком или отправителем данного обязательства влечет за собой ответственность см. При наличии между перевозчиком и отправителем в течение длительного времени устойчивых связей заключаются договоры об организации перевозок, в которых содержатся условия о порядке и сроках подачи транспортных средств под погрузку ст. Долгосрочные договоры не освобождают отправителя от обязанности в установленные законом сроки ст. Условия, связанные с организацией перевозок, содержатся в договоре фрахтования ст. Перевозчик обязан подать под погрузку транспортные средства в срок, установленный принятой заявкой договором. В ГК отсутствует норма об ответственности за нарушение перевозчиком сроков, установленных на подачу транспортных средств. Такая ответственность на отдельных видах транспорта предусмотрена транспортными уставами и кодексами например, ст. Обязанностью перевозчика является также подача под погрузку исправных транспортных средств. Под исправностью понимается пригодность транспортных средств для перевозки соответствующего груза как в техническом, так и в коммерческом отношении. Отправителю предоставлено право отказаться от поданных неисправных транспортных средств. Неисправность транспортных средств должна быть подтверждена в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами изданными в соответствии с ними правилами. Транспортные средства, от которых грузоотправитель отказался в связи с их неисправностью, считаются неподанными и не подлежат зачету в счет транспортных средств, предусмотренных заявкой заказом, договором. Если отправитель не реализовал свое право на отказ от транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза, использовал неисправные транспортные средства под погрузку, а в пути следования или при выдаче получателю груза установлена его утрата, недостача или повреждение по этой причине, перевозчик может использовать данное обстоятельство принятие отправителем неисправных транспортных средств как основание для защиты против требования о возмещении убытков, вызванных несохранностью груза. Такое мнение высказано ВАС РФ применительно к непригодным в коммерческом отношении железнодорожным транспортным средствам постановление Пленума ВАС РФ от 12. Обязанность доказывания принятия отправителем неисправных транспортных средств должна лежать на перевозчике. Погрузку выгрузку груза осуществляют отправитель получатель либо транспортная организация. В соответствии с п. В ГК не называются договоры, в которых определен порядок погрузки выгрузки груза. Такими договорами могут быть, например, договоры об организации перевозок, договоры фрахтования. В договорах должны быть соблюдены положения, установленные транспортными транспортного устава железных дорог рф и кодексами изданными в соответствии с ними правилами. Например, согласно положениям, предусмотренным впогрузка осуществляется, как правило, отправителем груза ст. Погрузка порожних или груженых контейнеров в вагоны, а также выгрузка из них таких контейнеров в местах общего пользования обеспечиваются перевозчиками за счет грузополучателей с ее оплатой по соглашению транспортного устава железных дорог рф, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Погрузка грузов в контейнеры и выгрузка грузов из контейнеров в местах общего и необщего пользования обеспечиваются грузоотправителями, грузополучателями. Перечень опасных грузов, погрузка и выгрузка которых в местах общего и необщего пользования не допускаются, устанавливается правилами перевозки грузов железнодорожным транспортом. Погрузка грузов в контейнеры и выгрузка его из контейнеров осуществляются грузоотправителем и грузополучателем. Сроки доставки груза, пассажира и багажа 1. На железнодорожном транспорте сроки доставки грузов и правила исчисления сроков доставки утверждаются транспортного устава железных дорог рф соответствии со ст. Сроки доставки грузов могут устанавливаться в договорах об организации перевозок. Согласно сроки доставки грузов и порядок их исчисления устанавливаются для перевозок в междугороднем сообщении ст. Применительно к остальным перевозкам закреплен лишь общий принцип: автотранспортные организации обязаны перевозить грузы по кратчайшему маршруту, открытому для движения автомобильным транспортом, за исключением случаев, когда по дорожным условиям более рациональна перевозка с увеличением пробега ст. Такой транспортного устава железных дорог рф обеспечивает доставку груза в разумный срок, о котором говорится в данной статье ГК. В соответствии со ст. Морской перевозчик обязан доставлять грузы в срок и маршрутом, которые установлены соглашением сторон, а при отсутствии соглашения - в срок, который разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств ст. В договорах фрахтования сроки доставки груза, как правило, не предусматриваются. Обычно указывается, что судно будет следовать "со всей возможной скоростью" или "с разумной скоростью", транспортного устава железных дорог рф которой понимается не максимальная, а наиболее экономичная скорость. Не считается нарушением договора перевозки всякое отклонение судна от намеченного пути в целях спасения на море людей, судов и грузов, а равно иное разумное отклонение, если оно не вызвано неправильными действиями перевозчика. На внутреннем водном транспорте сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков определяются правилами перевозок грузов. Транспортными уставами и кодексами установлена обязанность перевозчика уплатить штраф за нарушение установленных сроков доставки груза. Размер штрафа на каждом виде транспорта установлен соответствующими транспортными уставами и кодексами. Уплата штрафа за просрочку доставки груза не освобождает перевозчика от возмещения вызванных просрочкой убытков в размере, установленном ст. Например, если в результате просрочки в доставке груз пришел в негодность, перевозчик обязан уплатить управомоченному лицу штраф за нарушение сроков доставки и сумму, на которую понизилась стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза - его стоимость. Перевозка пассажиров на всех видах транспорта осуществляется по расписанию. Сроки доставки багажа и порядок их исчисления определяются транспортными уставами, кодексами и принятыми в их развитие правилами перевозок пассажиров и багажа. На железнодорожном транспорте срок доставки багажа определяется временем следования до станции назначения поезда, с которым был отправлен багаж. Если багаж следует по маршруту с перегрузкой в пути, то срок доставки багажа определяется временем следования по данному маршруту согласованных поездов с добавлением одних суток на каждую перегрузку ст. Сроки перевозки пассажиров и багажа на внутреннем водном транспорте устанавливаются согласно расписанию движения судов п. При перевозках багажа морским транспортом перевозчик обязан доставить транспортного устава железных дорог рф, перевозимый на пассажирских и грузопассажирских судах, в соответствии с расписанием прибытия в пункт назначения того судна, на котором багаж был отправлен. Воздушный перевозчик обязан принять меры к тому, чтобы транспортного устава железных дорог рф пассажира был отправлен и доставлен тем же рейсом, которым следует пассажир. В ГК нет нормы об ответственности перевозчика за несвоевременную доставку багажа. Ответственность за просрочку в доставке багажа предусмотрена в транспортных уставах и кодексах ст. За просрочку в доставке багажа транспортные организации уплачивают штраф. Ответственность за нарушение обязательств по перевозке 1. В комментируемой статье закреплены наиболее общие положения об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по перевозке грузов, пассажиров и багажа. Объем и основания ответственности перевозчика установлены непосредственно в ГК, а также в транспортных уставах и кодексах. Если нормы об ответственности транспортного устава железных дорог рф, содержащиеся в действующем уставене соответствуют ГК, следует руководствоваться нормами ГК иными законами РФ. ГК допускает возможность установления ответственности соглашением перевозчика с пассажирами и грузовладельцами. Однако, как общее правило, нельзя договориться об устранении ответственности либо об ее ограничении. Транспортного устава железных дорог рф допускается только применительно к перевозке груза и в случае, если возможность такого соглашения предусмотрена транспортными уставами и кодексами. Возможность соглашения об освобождении перевозчика от ответственности или уменьшении пределов его ответственности транспортного устава железных дорог рф, например, ст. По смыслу комментируемой статьи ГК стороны могут договориться об усилении ответственности перевозчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства транспортного устава железных дорог рф пассажира и багажа. Аналогично может решаться данный вопрос и применительно к перевозкам грузов другими видами транспортного устава железных дорог рф. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств 1. Объем и основания ответственности перевозчика за неподачу транспортных средств, а отправителя за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам устанавливаются транспортными уставами и кодексами, а также соглашениями сторон. Материальная ответственность железных дорог и отправителей груза за неподачу вагонов и контейнеров и не использование грузоотправителем поданных вагонов и контейнеров установлена в ст. Перевозчик и отправитель несут друг перед другом ответственность в виде штрафа ст. Ответственность за невыполнение обязательства по подаче транспортных средств их использованию может быть установлена соглашением сторон. При этом действует общее правило о транспортного устава железных дорог рф соглашения сторон об устранении или транспортного устава железных дорог рф ответственности перевозчика ст. Установленный комментируемой статьей, транспортными уставами и кодексами, постановлениями Правительства СССР и РФ штраф является исключительной неустойкой. Освобождают от ответственности: а непреодолимая сила, а также, как сказано в комментируемой статье, иные явления стихийного характера пожары, заносы, наводнения и военные действия; б прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, установленные в порядке, предусмотренном соответствующим уставом или кодексом; в иные случаи, предусмотренные транспортными уставами и кодексами. Под непреодолимой силой понимается чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство п. Для освобождения от ответственности перевозчика или отправителя по данной причине необходимо, чтобы обстоятельство, на которое ссылается сторона как на явление непреодолимой силы, было чрезвычайным и непредотвратимым при конкретных обстоятельствах. Так, шторм 5 баллов - непреодолимая сила для небольшого судна и вполне нормальное условие мореплавания для крупного океанского транспортного устава железных дорог рф. Заносы и наводнения - почти всегда стихийное бедствие, но пожар может быть признан непреодолимой силой, если он возник не по вине перевозчика или отправителя. Основанием для освобождения от ответственности являются также военные действия. Перевозчик и грузоотправитель могут быть освобождены от ответственности, предусмотренной комментируемой статьей, в случае прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Иные случаи освобождения от ответственности за неподачу транспортных средств или непредъявление груза к перевозке предусматриваются в транспортных уставах и кодексах, например ст. Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира 1. На железнодорожном транспорте предусмотрена ответственность за задержку отправления поезда или опоздание поезда на станцию назначения, за исключением перевозок в пригородном сообщении. Железная дорога уплачивает пассажиру штраф в размере 3% стоимости проезда за каждый час просрочки, но не более чем в размере стоимости проезда, если не докажет, что задержка или опоздание поезда имели место вследствие непреодолимой силы, устранения угрожающей жизни и здоровью пассажира неисправности транспортных средств или иных не зависящих от дороги обстоятельств ст. Морской перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере до 50% платы за проезд и платы за провоз багажа за задержку отправления судна, перевозящего пассажира, или прибытие судна с опозданием в пункт назначения ст. На внутреннем водном транспорте за несоблюдение сроков доставки грузов или буксируемого объекта перевозки буксировщик уплачивает пени в размере 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более чем 50% провозной платы ст. Задержка отправления транспортного средства или опоздание его прибытия в пункт назначения дает основание для предъявления к перевозчику требования о возмещении пассажиру морального вреда, вызванного задержкой отправления транспортного средства или опозданием его прибытия в пункт назначения. В производстве судов общей юрисдикции были, например, дела по искам, предъявленным пассажирами, о возмещении морального ущерба за задержку рейса или опоздание в прибытии в пункт назначения воздушного судна. Пунктом 2 комментируемой статьи предусмотрено транспортного устава железных дорог рф пассажира на отказ от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства и возврат провозных платежей. Платежи подлежат возврату независимо от времени задержки. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение порчу груза или багажа 1. ГК ввел обобщенное понятие "несохранность" груза в качестве условия ответственности перевозчика. Под несохранностью груза следует понимать утрату, недостачу, повреждение порчу груза или багажа. Перевозчик несет ответственность с момента принятия груза багажа к перевозке, т. Время принятия груза к перевозке и его выдачи обычно указывается в транспортном документе накладной, коносаменте, багажной квитанции. Упомянутое в комментируемой статье лицо, имеющее право на получение груза, несколько отличается от предусмотренного ст. Аналогично решен вопрос о лице, управомоченном на получение груза, в транспортных уставах и кодексах. В комментируемой статье говорится не только о грузополучателе как лице, которому выдается груз, но и об управомоченном им лице. Однако кого следует понимать под управомоченным получателем лицом, не сказано. Транспортного устава железных дорог рф под управомоченным получателем лицом подразумевается агент, экспедитор или иной представитель получателя, то и в этом случае управомоченным на получение груза лицом остается лицо, указанное в транспортном документе, т. Если же агент или экспедитор, с которым получатель состоит в договорных отношениях, действует от своего имени, то в транспортных транспортного устава железных дорог рф именно он называется в качестве грузополучателя. Поэтому указание в комментируемой статье на выдачу груза не только получателю, но и управомоченному им лицу представляется излишним. Лицом, управомоченным на получение багажа, является предъявитель багажной квитанции ярлыка, бирки и т. В отличие от Основ гражданского законодательства, которые отнесли решение вопроса о размере и условиях ответственности перевозчика к компетенции транспортных уставов и кодексов, ГК предусмотрел общие нормы об основании, размере и условиях ответственности перевозчика. В соответствии с ГК перевозчик отвечает за несохранность груза или багажа при наличии вины, транспортного устава железных дорог рф предполагается. Перевозчик может быть освобожден от ответственности, если докажет, что утрата, недостача, повреждение порча груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. В комментируемой статье не конкретизируются обстоятельства, которые перевозчик не мог предотвратить или наступление транспортного устава железных дорог рф от него не зависело. Примерный перечень специфических и наиболее часто встречающихся в практике деятельности транспорта обстоятельств, доказанность которых перевозчиком может свидетельствовать об отсутствии его вины в причинении ущерба отправителю или получателю груза, содержится в действующих ст. Наличие в транспортных уставах и кодексах примерного перечня обстоятельств, доказанность которых перевозчиком может освободить его от ответственности за несохранность груза или багажа, не противоречит общей норме об освобождении перевозчика от ответственности за несохранность груза или багажа, так как эти перечни содержат именно те обстоятельства, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. По буквальному смыслу правила п. Однако в действующих транспортного устава железных дорог рф уставах и кодексах, и что особенно важно, в ст. Такое правило есть и в ст. Нельзя не учитывать также, что в ряде международных конвенций и соглашений о перевозках грузов предусмотрен перечень особых рисков, освобождающих перевозчика от ответственности за потерю или повреждение груза. Аналогичные освобождающие перевозчика от ответственности за убытки обстоятельства предусмотрены Соглашением, заключенным СССР Россией с Финляндией о прямом железнодорожном сообщении. В рыночных условиях едва ли целесообразно ставить внутреннего автомобильного и железнодорожного перевозчика в худшее положение по сравнению с международным. Особые риски, свидетельствующие об отсутствии вины перевозчика, предусмотрены также Брюссельской конвенцией об унификации некоторых правил о коносаментах от 25 августа 1924 г. Россия присоединилась к Протоколу от 23 февраля 1968 г. Это правило позволяет заключить, что законодатель был вправе включить в новые транспортные уставы и кодексы общее условие, предусмотревшее обязанность грузоотправителя грузополучателя доказать вину перевозчика за несохранность груза, несмотря на наличие обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за несохранность груза. Поэтому вызывает большие сомнения разъяснение ВАС Транспортного устава железных дорог рф, содержащееся в постановлении Пленума ВАС РФ от 12. Согласно этому разъяснению при применении ст. Пределы ответственности перевозчика за несохранность груза претерпели в ГК некоторые изменения по сравнению с соответствующими нормами транспортных уставов и кодексов СССР. Пунктом 3 комментируемой статьи установлены обязанность перевозчика в случае повреждения порчи груза при невозможности восстановления груза возместить его стоимость, а также обязанность возвратить отправителю получателю провозную плату не только за недоставленный груз полностью или в частино и за поврежденный испорченный груз. Пределы ответственности воздушного перевозчика, установленныеотличаются от предусмотренных ГК. Действующий КТМ содержит норму об ограничении ответственности перевозчика. Правила об ответственности, предусмотренные ст. Международными конвенциями и соглашениями о перевозке грузов, пассажиров и багажа установлен предел ответственности перевозчика, как правило, в соответствующих суммах транспортного устава железных дорог рф единицу веса или место груза или багажа. Стоимость груза и багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре - исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Отправитель и получатель груза или багажа вправе для подтверждения обстоятельств, могущих служить основанием ответственности перевозчика, использовать не только акты, составляемые перевозчиком в одностороннем порядке, но и другие документы. Суд, решая вопрос об ответственности за несохранность груза или багажа, обязан исследовать и оценить все представленные доказательства в совокупности, не выделяя как наиболее доказательные акты и другие документы, составляемые перевозчиком в одностороннем порядке. Претензии иски по перевозкам грузов 1. Досудебный претензионный порядок урегулирования спора допускается только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом или договором. Пунктом 1 комментируемой статьи сохранен обязательный претензионный порядок во взаимоотношениях по перевозке грузов между лицом, обладающим правом заявить иск к перевозчику, и перевозчиком. Арбитражный суд вправе оставить исковое заявление без рассмотрения, если истец не представил документы, подтверждающие соблюдение претензионного порядка урегулирования спора с перевозчиком п. Определение порядка обращения с претензией к перевозчику ГК отнес к транспортного устава железных дорог рф соответствующих транспортных уставов транспортного устава железных дорог рф кодексов. Такой порядок установлен в ст. Порядок предъявления претензий к воздушному перевозчику предусмотрен ст. Согласно КТМ предъявление претензии к перевозчику обязательно только транспортного устава железных дорог рф каботажных внутренних перевозок груза. Все транспортные уставы и кодексы определяют момент, с которого возникает право на обращение с претензией к перевозчику. Претензии к перевозчику о недостаче, повреждении порче груза, а также о просрочке в его доставке могут быть предъявлены со дня выдачи груза на воздушном транспорте - со дня, следующего за днем выдачи груза ; об утрате груза - по истечении 30 суток на воздушном транспорте - 10 суток со дня окончания срока доставки; претензия об утрате груза, перевозившегося в прямом смешанном сообщении, может быть предъявлена по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке. Во всех остальных случаях - со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии. Транспортного устава железных дорог рф ГК не называется срок, в течение которого отправитель или получатель могут обратиться к перевозчику с претензией. Такой срок для внутренних перевозок установлен, - 6 месяцев для предъявления претензий об утрате, недостаче, повреждении порче груза. Иные сроки установлены в ст. По КТМ и претензия к перевозчику, вытекающая из договора перевозки груза, может быть предъявлена в течение срока исковой давности. Отсутствие в комментируемой статье указания на срок предъявления претензии к перевозчику не означает, что они не могут быть предусмотрены транспортного устава железных дорог рф транспортных уставах и кодексах. ГК отнес определение порядка предъявления претензий к их ведению, а срок на их предъявление - неотъемлемая часть порядка. Кроме того, согласно п. В соответствии с ст. Следовательно, железнодорожный и воздушный перевозчики вправе не рассматривать претензию, заявленную по истечении установленного для ее предъявления срока. Тем не менее грузоотправитель и грузополучатель вправе обратиться в арбитражный суд с иском. Такое разъяснение дал Пленум ВАС РФ в постановлении от 12. В постановлении говорится, что предъявление грузоотправителем или грузополучателем претензии к предприятию железнодорожного транспорта за пределами срока, предусмотренного в ст. В качестве неблагоприятного последствия нарушения претензионного срока Пленум назвал отнесение на истца судебных расходов независимо от исхода дела. Претензия должна быть заявлена в письменной форме с приложением накладной коносамента. В транспортных уставах и кодексах содержится указание о приложении к претензии также коммерческого акта либо иного установленного уставом или кодексом документа в случае недостачи или повреждения порчи груза. Перевозчик обязан принять к рассмотрению претензию без коммерческого акта, если транспортного устава железных дорог рф обжалован отказ в его составлении ст. Его отсутствие не лишает пассажира, грузоотправителя и грузополучателя права на предъявление претензии п. Однако в случае недостачи, повреждения порчи груза наличие коммерческого акта для предъявления претензии необходимо, если у грузополучателя отсутствует грузовая накладная п. К претензии должен быть приложен также документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза. Отсутствие последнего не лишает права на обращение с претензией, но может затруднить принятие перевозчиком решения об удовлетворении претензии. Право на предъявление претензии принадлежит получателю или отправителю при условии представления соответствующего транспортного документа ст. В соответствии с право на предъявление претензий, связанных с осуществлением перевозок груза, грузобагажа, предоставляется также страховщику, который выплатил страховое возмещение грузоотправителю отправителюгрузополучателю получателюв связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком обязательств по перевозке. Пленум ВАС РФ в вышеуказанном постановлении обратил внимание арбитражных судов на то, что передача прав грузополучателем и грузоотправителем другим лицам не является уступкой прав требования по обязательствам, связанным с перевозкой груза. Страховщик имеет право на предъявление претензии к перевозчику в случае несохранности груза и в силу ст. Таким лицом нередко является перевозчик. Правило этой статьи позволяет заключить, что переданное страхователем страховщику право требования к третьим лицам включает и его право на предъявление претензии иска к любому перевозчику без договора поручения или доверенности. К такому выводу пришел Пленум ВАС РФ в постановлении от 25. Претензия к перевозчику предъявляется по месту нахождения перевозчика - транспортной организации, перевозившей груз. Согласно претензия предъявляется к перевозчику в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя. Пунктом 2 комментируемой статьи установлен 30-дневный срок, в течение которого перевозчик обязан ответить на претензию. Нормыустанавливавшие 3-месячный срок для ответа на претензию по перевозкам грузов одним видом транспорта и 6-месячный по перевозкам в прямом смешанном сообщении, утратили силу как не соответствующие ГК. В течение месячного срока перевозчик обязан рассмотреть претензию и либо удовлетворить ее, либо дать мотивированный ответ об отказе в удовлетворении претензии транспортного устава железных дорог рф или в части. В случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензии, а также неполучения по окончании месячного срока ответа на претензию грузоотправитель и грузополучатель, могут предъявить иск к перевозчику. Ответ транспортного устава железных дорог рф о признании претензии полностью или в части является основанием для взыскания признанной суммы если перевозчик не перевел транспортного устава железных дорог рф добровольно в бесспорном порядке на основе исполнительной надписи нотариуса. Такой порядок предусмотрен действующим постановлением Совета Министров РСФСР от 11. Взыскание признанных перевозчиком сумм по исполнительной надписи нотариуса является правом, а не обязанностью заинтересованного лица. Арбитражные суды не должны отказывать в принятии исковых заявлений от грузополучателей, грузоотправителей, других управомоченных лиц, не воспользовавшихся своим правом на бесспорное взыскание признанных перевозчиком сумм. Исковая давность по требованиям, вытекающим из перевозки груза, установлена в 1 год. Определение момента, с которого должно начаться течение исковой давности, ГК отнес к ведению транспортных уставов и кодексов. Аналогично решен данный вопрос в. В комментируемой статье не сказано о претензиях пассажиров об утрате, повреждении порче багажа. В соответствии со ст. Истечение установленного 6-месячного срока дает перевозчику право не принимать от грузоотправителя, грузополучателя и пассажира заявление о нарушении договора воздушной перевозки. Но перевозчик вправе принять претензию, если признает уважительной транспортного устава железных дорог рф пропуска срока на предъявление претензии п. Аналогичное правило предусмотрено ст. Что касается права на обращение в суд, то судебная практика исходит из того, транспортного устава железных дорог рф пропуск срока на предъявление претензии не является основанием к отказу в принятии исковых заявлений. Так, Пленум ВС РФ в постановлении N 7 указал, что истечение установленного законодательством пресекательного срока на предъявление гражданином претензии не является основанием к отказу в судебной защите, так как это противоречит ст. Договоры об организации перевозок Транспортного устава железных дорог рф комментируемой статьей договоры не заменяют договоров перевозки. Их назначение состоит в упорядочении взаимоотношений сторон, связанных с организацией систематических перевозок грузов. Заключение таких договоров предусмотрено ст. В соответствии с комментируемой статьей участниками договоров об организации перевозок являются перевозчик транспортного устава железных дорог рф грузовладелец. ГК и транспортные уставы и кодексы под участником данного договора имеют в виду лицо, принимающее на себя обязанность систематически предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме и в обусловленные сроки. Термин "грузовладелец" точно отражает специфику контрагента перевозчика, так как грузовладелец и отправитель груза не всегда совпадают в одном лице. ГК к существенным условиям данных договоров отнес объемы и сроки предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов. Другие условия организации перевозок грузов например, ответственность за нарушение условий договора, маршруты перевозок, календарные графики подачи под погрузку тоннажа могут быть предусмотрены транспортными уставами и кодексами, иными законами издаваемыми в соответствии с ними правилами, а также согласованы сторонами при заключении соответствующих договоров об организации перевозок. Договоры между транспортными организациями 1. Организации различных видов транспорта заключают между собой предусмотренные комментируемой статьей ГК договоры чаще всего для обеспечения бесперебойной передачи перевалки груза с одного вида транспорта на другой в разумные сроки и с наименьшими потерями. Наиболее распространенным видом таких договоров являются узловые соглашения. Порядок и условия их заключения исполнения определяются транспортными уставами и кодексами. Например, порядок заключения узловых соглашений, обеспечивающих перевалку следующего в прямом смешанном сообщении груза с одного вида транспорта на другой, предусмотрен в п. В комментируемой статье кроме узловых соглашений названы также договоры на централизованный завоз и вывоз. Содержание данного договора в статье не раскрывается. В настоящее время действуют Правила централизованного вывоза завоза грузов с железнодорожных станций, расположенных на территории Российской Федерации, выполняемые транспортно-экспедиционными предприятиями, утвержденные МПС России и Минтрансом России от 14. В комментируемой статье говорится только о договорах между транспортными организациями. Видимо, имеется в виду, что отправители или получатели груза могут предусмотреть обязанность соответствующей организации вывозить все отправляемые ими или завозить все получаемые грузы на станции, в порты со станций, портов в договоре, заключаемом с транспортным экспедитором ГК. Порядок заключения договоров между транспортными транспортного устава железных дорог рф в соответствии с ч. В комментируемой статье перечислены наиболее известные договоры, заключаемые транспортными организациями между собой. В транспортного устава железных дорог рф организации работы по обеспечению перевозок грузов они могут заключать и другие договоры. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира 1. Транспортные средства являются источниками повышенной опасности для жизни и здоровья людей. Имущественная ответственность за вред, причиненный деятельностью, связанной с повышенной транспортного устава железных дорог рф для окружающих, предусмотрена гл. Хотя перевозчик и пассажир находятся в договорных отношениях, вред жизни или здоровью пассажира, причиненный в период перевозки, подлежит возмещению в соответствии с правилами, установленными для внедоговорного вреда. Такой вред должен быть возмещен в полном объеме ст. Он может быть освобожден от ответственности, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего ст. Но если возникновению или увеличению вреда содействовала грубая неосторожность самого потерпевшего, то в зависимости от степени его вины размер возмещения вреда может быть уменьшен ст. Вина потерпевшего не учитывается при возмещении дополнительных расходов п. Законом или договором перевозки может быть предусмотрена повышенная ответственность перевозчика. Возможность установить законом более высокий транспортного устава железных дорог рф ответственности перевозчика предусмотрена ст. Если перевозка пассажира подпадает под действие международного договора, в котором участвует Российская Федерация например, Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров их багажа 1974 г. В международной практике в настоящее время действует новая Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок Монреаль, 28 мая 1999 г. Но Россия в нем не участвует. Иной подход к ответственности перевозчика за смерть пассажира и повреждение его здоровья содержится в ст. Ответственность перевозчика наступает при наличии его вины, вины его работников или агентов, действовавших в пределах своих обязанностей полномочий. Вина перевозчика, его работников или агентов, действовавших в пределах своих обязанностей, предполагается в случаях, если смерть пассажира, повреждение его здоровья произошли в результате кораблекрушения, столкновения, посадки, судна на мель, взрыва или пожара на судне или недостатков судна.


Другие статьи на тему:



 
Copyright © 2006-2016
tsl-lift.ru